Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

ОЛЕГ ГРАБАР. ФОРМИРОВАНИЕ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА

Фундаментальное исследование принадлежит перу известного ученого, многие годы посвятившего анализу того, как происходил процесс первоначального становления различных видов живописи, архитектуры и других видов искусства в первые века после установления Ислама. Речь идет о разных регионах исламского мира, от земель древнего Персидского царства и Египта до Испании, но на протяжении всей книги особое внимание уделено Ирану.

Автор подробно показывает, как менялось человеческое восприятие повседневного мира под влиянием проповеди Корана, а значит, трансформировались и те способы, которыми люди украшали свою повседневность. «Формирование исламского искусства, в таком случае, можно рассматривать как аккумуляцию и новое распространение форм со всего завоёванного мира. Внутри этого процесса можно выявить несколько направлений, которые передают, в одно и то же время, суть эволюции исламского искусства и некоторые результаты творческих поисков. Одно направление представляет медленное действие мусульманской религиозности. Определённые аспекты архитектурного развития мечети можно приписать росту ритуализации и возрастающему ощущению святости мечети».

Исламское искусство, по словам исследователя, смогло вобрать в себя и аккумулировать все лучшие черты предшествовавших ему на этих территориях культур. Однако при этом унаследованные достижения были обновлены и наполнены глубоким духовным смыслом: «…самым большим достижением этих столетий было успешное создание монументальной оправы для новой культуры, то есть соответствующего корпуса форм, отличных от других, им современных, но в значительной степени использующих те же элементы». Тем самым утверждалась новая, принципиально отличная культурная идентичность, благодаря которой и стало возможным объединить памятники истории и культуры в разных регионах как единых комплекс достижений исламского искусства.

Текст: А. Громов

Share Post
Written by
No comments

LEAVE A COMMENT