Фундаментальное исследование принадлежит перу известного ученого, многие годы посвятившего анализу того, как происходил процесс первоначального становления различных видов живописи, архитектуры и других видов искусства в первые века после установления Ислама. Речь идет о разных регионах исламского мира, от земель древнего Персидского царства и Египта до Испании, но на протяжении всей книги особое внимание уделено Ирану.
Автор подробно показывает, как менялось человеческое восприятие повседневного мира под влиянием проповеди Корана, а значит, трансформировали
Исламское искусство, по словам исследователя, смогло вобрать в себя и аккумулировать все лучшие черты предшествовавших ему на этих территориях культур. Однако при этом унаследованные достижения были обновлены и наполнены глубоким духовным смыслом: «…самым большим достижением этих столетий было успешное создание монументальной оправы для новой культуры, то есть соответствующего корпуса форм, отличных от других, им современных, но в значительной степени использующих те же элементы». Тем самым утверждалась новая, принципиально отличная культурная идентичность, благодаря которой и стало возможным объединить памятники истории и культуры в разных регионах как единых комплекс достижений исламского искусства.
Текст: А. Громов