Политические проблемы и экономические трудности привели к упадку некогда активно развивающейся киноиндустрии, но сейчас многие пытаются ее оживить.
Годами подобное событие не собирало так много людей.
Сотни людей заполнили амфитеатр Школы Международного Сообщества в Хартуме, шикарной школы для детей городской элиты, некоторые даже толпились на ступеньках. Медленно опустился белый экран и после короткого вступления начался показ фильма.
Короткометражный фильм о семье суданского мигранта в Соединенных Штатах, «Фейсал едет на Запад», открыл Независимый Суданский кинофестиваль в прошлом месяце.
«Это шаг вперед», — говорит Рамей Дауд, 23-летний актер, снявшийся в фильме: «Он может положить начало».
Кинопроизводство и кинотеатры пришли в Судан более ста лет тому назад, что сделало его одной из первых стран в Африке и на Ближнем Востоке, где появился серебряный экран. Десятки фильмов были сняты в стране, а каждая ежедневная газета подавала списки последних американских, итальянских, египетских и индийских фильмов.
Но сегодня газеты не публикуют расписания кинотеатров. Политические проблемы и экономические трудности привели к упадку некогда активно развивающейся киноиндустрии, но сейчас многие пытаются ее оживить.
«Мы обычно ходили в кино каждый день», — говорит 65-летний Махмуд Абду: «Я видел „Унесенные ветром“, „Звуки музыки“, „Чертова дюжина“, „Вестсайдская история“ и много других фильмов в кинотеатре».
Ранние фильмы
Первый фильм, произведенный и показанный в Судане, был снят в 1912 году, когда британские колониальные власти сделали документальный фильм о визите в страну короля Георга V и показали его под открытым небом.
Греческие иммигранты открыли первые кинотеатры в Хартуме в 1920-е годы, — в них демонстрировались немые фильмы.
«„Колизей“ был одним из первых кинотеатров в Хартуме, его открыли в 1935 году», — говорит Тайеб эль-Махди, председатель Sudan Film Group: «Позднее, суданские бизнесмены учредили Суданскую Корпорацию Фильмов, которая открыла больше кинотеатров, импортировала и распространяла фильмы».
В 1950-х годах власти учредили Суданскую Организацию Кинофильмов, которая производила короткометражные фильмы, черно-белые новости и образовательные передачи. Многие из этих фильмов были показаны по всей стране при помощи передвижных кинотеатров.
«Первым суданским фильмом стала короткая драма под названием „Бездомное детство“ — о бездомных детях в 1952 году», — объяснил 60-летний Махди.
В конце 1960-х годов, суданские продюсеры начали производить полнометражные картины, первой из них стал фильм «Надежда и мечты», вышедший в 1970 году. Эти усилия, однако, натолкнулись на много препятствий и постепенно привели к тому, что было выпущено очень мало фильмов.
«Никогда не было достаточной поддержки со стороны государства или частного сектора», — говорит Махди: «И многие поверили, что кинопроизводство — это рискованный бизнес без гарантированного будущего».
Производство документальных фильмов, с другой стороны, хорошо шло в Судане, а ряд суданских документальных фильмов получил международные награды.
«Документальные фильмы легче и дешевле производить, а Судан имеет богатую и разнообразную культуру, которая предоставляет хороший материал для подобных кинолент», — сказал Махди.
Суданское телевидение даже передавало еженедельное обозрение фильмов «Кино, кино», которое смотрели тысячи зрителей в 1980-х годах.
«„Кино, кино“ было главным шоу на телевидении», — вспоминает 55-летний Салах Абдель-Рахим, ведущий передачи: «Суданцы любят кино».
Изменение сцены
Все это изменилось после 1989 года, когда новое правительство, используя происламские лозунги, пришло к власти. Вскоре сторонники жесткой линии в правительстве ликвидировали Суданскую Организацию Кинофильмов и киноиндустрия, казалось, доживала последние дни.
Цензура, повышение налогов, пошлины за импорт фильмов — наряду с конкуренцией со спутниковыми телеканалами и Интернетом — сделали работающие кинотеатры неприбыльными предприятиями. Сейчас только 1 из 14 кинотеатров Хартума продолжает работать.
Многие государственные кинотеатры, ныне разрушающиеся или уже разрушенные, были проданы. Старый кинотеатр «Колизей» стал частью штаб-квартиры полицейского спецназа Хартума, а несколько производителей фильмов покинули этот бизнес или перенесли свою деятельность за рубеж.
Спустя два десятилетия, однако, молодые суданские продюсеры, местные и из диаспоры, благодаря доступу к более дешевым технологиям, стремятся возродить отрасль.
Выросший в Великобритании независимый продюсер Тагрид Санхури сняла документальные фильмы о конфликте в суданском регионе Дарфур, о перемещенных детях и о расколе Судана на два государства. Ее работы привлекли внимание на международных кинофестивалях в Нью-Йорке, Торонто, Амстердаме и других местах.
«Быть неправильно истолкованным и неправильно понятым» и «иметь опыт перемещения и принадлежности к двум разным мирам», — вот, что привлекло ее к кинопроизводству.
Талал Афифи, 37 лет, куратор фильмов, жил в детстве около одного из старых кинотеатров Хартума.
«Я обычно видел, как свет прожекторов проникает за пределы здания и всегда хотел узнать, как делаются фильмы».
Та детская любознательность подтолкнула Афифи к кинематографу, и в 2010 году он вместе с другими — при помощи Института Гете — учредил Суданскую Кинофабрику.
Инициатива заключается в тренировке аниматоров и вдохновении продюсеров. Суданская Кинофабрика провела десятки семинаров и тренингов, помогла выпустить 33 короткометражных фильма. В ходе такой работы родилась идея о проведении Независимого Суданского кинофестиваля, и два фильма Кинофабрики участвовали в мероприятии в этом году.
«Пятьдесят» — короткометражный фильм 24-летнего Ибрахима Мурсаля, который рассказывает о путешествии монеты в 50 пиастров по ходу того, как она переходит из рук в руки, — «от тех, кто не нуждается, к тем, кто не имеет ничего, кроме нее». Это был один из наиболее хорошо встреченных на фестивале фильмов.
«Я был ошеломлен», — говорит Мурсаль: «Новость о том, что этот фильм был избран для показана на первом Независимом Суданском Кинофестивале стала приятным сюрпризом для меня».
Фестиваль привлек деятелей африканского кино и производителей фильмов из Судана, Египта, Эфиопии и Кении. Сайед Фуад, председатель Луксорского Африканского кинофестиваля в Египте, был почетным гостем и был впечатлен увиденным.
«Фестиваль — это хороший шаг для возвращения кино в Судан», — говорит Фуад: «Но требуется наличие политической воли, чтобы помочь этому».
Высокие стандарты
Кинофестиваль стал первым опытом такого рода для многих в Судане, было и несколько недоработок, говорит Грахам Дубле, консультант мероприятия.
«Были проблемы», — сказал Дубле, прикрывая лицо и смеясь: «Были вопросы управления и лидерских навыков».
Поклонники старого кино, хотя и хорошо восприняли усилия фестиваля, также выразили озабоченность по поводу того, что продюсеры-аниматоры могут затенить усилия кинопроизводства предыдущих времен и не дотянуться до суданских высоких стандартов.
«Больше внимания должно уделяться производству фильмов, а не фестивалям», — говорит Нассер ат-Тайеб, 57 лет, продюсер и критик.
Несмотря на проблемы и критицизм, большинство положительно оценило фестиваль и будущее кино в Судане, и призвало правительство оказать поддержку.
«Это жизненно важно, чтобы пребывающие у власти поняли — кино не является врагом», — говорит Санхури.
«Посмотрите на поэзию иранского кинематографа, которая создала эстетический и визуальный язык, не оскорбляя чувства исламского общества и режима», — добавила она.
Афифи, председатель фестиваля, уже смотрит вперед:
«Цель заключается в том, чтобы иметь школу кинопроизводства, кинофестиваль и киножурнал».
Посетившие кинофестиваль также были рады увиденному.
«Я никогда не видела суданских фильмов», — говорит 27-летняя Наджля Салих: «Это вдохновляет».
Исмаил Кушкуш
Aljazeera
Переведено и опубликовано islam.com.ua