Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

САД – ОТБЛЕСК РАЯ

Чем прославились мусульманские садовники? Исламские сады отличаются не только красотой и благоуханием, также радуют глаз гармонией и пропорциями, внутренним порядком и симметрией. Их планировка основана на принципе «чар-багх» — «четыре сада», сад состоит из квадратов, одного или многих, иногда разделенных стенами, увитыми плющом и виноградом, или живыми изгородями. Каждый квадратный фрагмент непременно снабжен водоемом или фонтаном, украшенным изразцами и мозаикой. Растения для такого сада подбираются непременно пышно и ярко цветущие и благоухающие.

Титус Букхард, историк и исследователь философии культуры так говорит о своеобразии и таинственности исламского сада: «В конце неуловимых коридоров человек обнаруживает себя в скрытых дворах, вокруг которых комнаты сгруппированы как бы случайно. Никогда нельзя догадаться, какие другие миры могут быть спрятаны за стенами. Это похоже на восточную сказку о путешественнике, который был брошен в соляной карьер и обнаруживает там подземный дворец, наполненный фруктовыми деревьями и девушками, в котором живет двенадцать лет, пока однажды не открывает тайную дверь, которая ведет его в еще более прекрасный дворец…». На садовых фонтанах порой вырезали суры — как на постаменте фонтана, расположенного в Львином дворе в Альгамбре. Среди стихов из Корана, относящихся к райским садам, можно привести такой: «А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада» (55:46).

Сады были источником поэтического вдохновения: Саади в поэме «Гулистан» («Сад цветов») говорит: «Роза может цвести только час: сад мой будет цвести вечно». В «Пяти поэмах» Низами Лейла и Меджнун используют растения и цветы для передачи тайных посланий. В рукописях «Шахнаме» XVI века есть персидские миниатюры с изображением кипариса, цветущего фруктового дерева и тутового дерева, обвитых виноградной лозой.

По мнению великого Руми, подлинное искусство служит восхвалению нашего Создателя: «Деревья погружены в молитву… фиалка склонилась в благоговении». Описывая в своей поэзии не только зримое, но и невидимое «внутренний сад», Руми отмечает: «Настоящие фруктовые сады и зелень находятся в самой сущности души: отражение в ней того, что вне ее, является отражением в текущей воде. В воде есть только призрак фруктового сада, который подрагивает из-за утонченного свойства воды. Настоящие фруктовые сады и их плоды находятся в сердце: отражение их красоты падает на эту воду и землю». 

Текст: Алекс Громов, Ольга Шатохина

 

 

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.