Об этом можно говорить много и даже очень много, но суть в соотношении того, что потребуется с тем, что получится. Если предполагаемые вложения меньше, чем выгода от предположительного результата, то организм готов ввязаться в дело и начать его делать.
Если наоборот, то не готов.
Или ситуация текущая не настолько плоха, чтобы вкладываться силами, временем, ресурсами, чтобы ее изменить, то и не хочется.
Мозгу всегда проще придумать негативное будущее: сложности в процессе и неуспех в результате. Да, такова наша физиология, вытекающая из … точно, из намерений души. Причем не из всех намерений и не всей души, а только из стремления нафса совершать зло.
Откуда в нас это негативное начало?
Из нафса. Из него, родного.
Зачем нам такое испытание, как будто других нет?
Затем, чтобы мы могли в полной мере исполнить все аспекты поклонения, а именно:
1.Соблюдение предписанной договором с Аллахом религиозной практики.
2.Совершение благих дел для себя и других себе на благо (к судному дню).
3.Воспитание своего нрава, ибо именно для этого Аллах послал к нам Своего посланника – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Мы совершенно точно знаем, что все испытания Аллаха организованы нам на благо. Однозначно. Абсолютно все. Они или стирают наши ошибки и прегрешения, или укрепляют нашу веру и доверие Аллаху, или дают нам дополнительную милость и награду Аллаха, или воспитывают наш нрав, если мы сами намерены его воспитывать.
Милость Аллаха всегда и во всем. Равно как во всем Его помощь.
Навредить себе можем только мы сами. Шайтан, конечно, тоже может. Но это уже следствие собственных не всегда разумных, правильных и предписанных действий. Или в силу упущений в религиозной практике. Или в качестве испытания.
Как не крути, всегда Аллах выступает гарантом справедливости или прямо здесь и сейчас или позже. Это уж Ему лучше нас известно, кому что и когда даровать и в чем кого и когда ограничить.
У нас есть вариант доверять Его мудрости и милосердию или какие-то другие, которые диктует нам наш … нафс.
Отступление в напоминание о милости и справедливости Аллаха не бывает неуместным, поэтому продолжаем разговор про свои «ограничения нафса и его капризы», приносящие нам вред, боль и разочарование.
Чего же он так не хочет, что всеми силами рисует негативное будущее, которое, кстати, является проявлением недоверия Аллаху и ненаилучшего о Нем мнения?
А не хочет нафс:
1.Дополнительных усилий, которые требуются в новом деле или в улучшении старого.
2.Дополнительных вложений времени, ресурсов и т.д., потому что они возникают, поскольку день «не резиновый, а всего двадцатичетырехчасовой».
3.Ограничений в делании того, что ему нравится. Освободить время для нового можно только ограничив что-то из привычного, приятного и совершаемого сейчас.
4.Долго ждать результат. Как не крути, необходимые навыки и новые нейронные связи формируются постепенно.
5.Ответственности за результат. Вернее за результат вследствие своего усердия. Поскольку только Аллах дает результат. И именно за усердие.
6.Самодисциплины и самоорганизации. Это вообще своего рода «катастрофа для нафса». Почему? Ответ каждый знает сам. Если не знает, то все пункты выше в целом как раз про это.
7.Собственного разочарования. Не получилось так, как хотелось, так быстро, как хотелось, так легко и просто, как хотелось. Хммм … да уж, вот они, слабые стороны нафса … «самообманки» — если не идеально, то можно даже не начинать, а поскольку идеального нет в принципе, можно просто не начинать.
8.Плохо выглядеть в глазах других. Как же … у меня не получилось идеально. Что скажут люди? …
Многие из нас знают осознанно или неосознанно интуитивно и на собственном опыте все эти условия и обстоятельства. И используют в качестве легального повода не делать.
Конечно, можно обманывать себя бесконечно долго. Но это никак не улучшит наши навыки и не изменит ситуацию.
Что же нам делать, чтобы все-таки сдвинуть себя с «мертвой точки»?
Нужно кое-что для себя прояснить:
1.Действительно мне это надо и зачем.
2.Как изменится моя жизнь, когда я получу новый навык или новое в текущей ситуации (привет, полезная фантазия и воображение)
3.Что еще более значимое и важное я смогу, когда получу это новое
4.Сколько времени я готов(а) развивать этот навык или новые условия
5.Достаточно ли моего энтузиазма для результата
6.Какие у меня уже есть ресурсы для начала и продолжения этого дела
7.Как мне помогают мои отношения со Всевышним в деле получения новых знаний, навыков или в изменении ситуации
8.Все ли возможности Всевышнего и отношений с Ним я использую
9.Какие именно (полный список)
10.Какие еще ресурсы и возможности мне нужны
Проведя такой анализ, вполне можно понять, истинность своих намерений и силу намерения делать.
Если чего-то не хватает, можно поразмышлять, что добавить, что убавить, чтобы получилась сильная внутренняя заинтересованность в процессе и результате. Обычно, и способы получить недостающие фрагменты мотивации и возможностей к этому моменту проясняются.
Потом вполне можно разрабатывать пошаговую стратегию того, как это все вписать в свою жизнь и реализовать.
Если, пройдя по шагам все перечисленное, ничего не сдвигается в сторону делать, то можно предполагать несколько причин:
1.Есть неосознаваемые внутренние ограничения, преодолеть которые можно только с помощью специальных экспертов.
2.На самом деле и не хотелось что-то делать.
3.Изначально желание было не ваше, а навязанное извне.
Вот такая история с решимостью и или нежеланием.
Да, остались страхи … Это отдельная тема.
Но даже сейчас ее вполне можно решить, разобрав для себя и разложив по полочкам те знания, которые нам открыл в Священном Коране Аллах о страхах, сомнениях, подозрениях, их источниках, способах справляться с ними, преодолевать или вообще игнорировать.
Если два оправданных страха: сиюминутный страх здесь и сейчас за жизнь и здоровье и страх гнева Аллаха.
Все остальные страхи – не сиюминутные, а продолжительные за жизнь и здоровье и прочие – это козни шайтана.
И есть много способов с ними справляться.
Аиша Анастасия Корчагина,
практикующий исламский психолог,
член Международной ассоциации исламской психологии (IAIP),
член Международной ассоциации мусульманских психологов (IAMP)