Добро пожаловать в наш потрясающий журнал

УСКОЛЬЗАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Не все из нас всегда довольны тем, как складывается жизнь. Когда человек перешагивает рубеж какого-то возраста, он часто осознает, что нечто упустил в своей жизни. Кто-то осознал, что ошибся с выбором профессии, кто-то жалеет, что не завел детей, кто-то хотел бы поменять место жительства, да уже поздно, кого-то расстраивает, что за бытом и уходом за малышами прошла вся молодость, и не осталось никаких воспоминаний, кроме пеленок и кастрюль.

В детстве и ранней молодости нам кажется, что люди намного старше приобрели некий ценный жизненный опыт и могут многое посоветовать. Открою страшную тайну: никто толком ничего не знает ни в 30, ни в 40, ни в 50; глупостей так называемые «зрелые взрослые люди» делают вагон и маленькую тележку не меньше, чем молодые, советы дают диаметрально противоположные, и все они очень спорны и субъективны, и часто не работают лишь потому, что и условия жизни изменились, и поколения у нас разные, и в принципе – каждый человеческий путь индивидуален.

Иное дело – Ахл аль-Бейт (‘а), люди семейства Пророка (с), которые были носителями особого знания и мудрости. Хотя с тех времен, когда они давали свои наставления окружающим, прошли века, все это по-прежнему универсально и актуально. С этими рекомендациями и указаниями вполне возможно ознакомиться. Например, на русском языке доступен труд Шарифа ар-Рази «Путь красноречия» («Нахдж ал-балага»), где этот ученый 8 века н.э. собрал проповеди (хутбы), письма и афоризмы Имама Али ибн Абу Талиба (а), зятя и названного брака Мухаммада (с), которого он объявлял своим преемником, который у мусульман-суннитов почитается как четвертый праведный халиф, а у мусульман-шиитов – как первый непорочный Имам.

Имам Али (а) был выдающейся личностью – Повелителем верующих (амир аль-му’минин), воином, правителем, мыслителем-теологом, поэтом, знатоком исламского права. Он был суров с врагами на поле битвы, но при этом – мягок и сострадателен к обездоленным, сиротам, вдовам, беднякам. За это его любил народ и ненавидели те, кому он препятствовал неправедным путем сколачивать капиталы. Последние даже развязали против него несколько войн. В итоге все закончилось его вероломным убийством в мечети в месяц Рамадан, осуществленным группой заговорщиков-предателей, отколовшихся от его армии.

Впрочем, не будем вдаваться в подробности этих событий – желающие могут ознакомиться с ними в увлекательном историческом труде ливанского ученого Фадлуллаха Компани «Али ибн Абу Талиб (‘а)» — а обратимся к афоризмам Имама Али (а), которые емки и на удивление современны настолько, что могут подсказать человеку, как ему вести в той или иной ситуации.

Итак, мы говорили о возможностях. В «Пути красноречия» Шариф ар-Рази приводит афоризм: «Соседствует страх с разочарованием, а застенчивость – с лишением, ведь возможность проходит мимо как облако, так спешите ухватиться за добрую возможность» [1].

Люди в принципе довольно ленивы и склонны плыть по течению, а потому не спешат хвататься за добрые возможности. И действительно – за этим часто стоит страх. Страх краха, страх позора, страх разочарования, страх прилюдного фиаско.

Например, молодой парень-подросток увлечен миром кино. Он втайне мечтает стать режиссером. Он поглощен просмотром киноклассики и современного артхауса, российского, западного, восточного кино. В его сознании – вихрь из образов и сюжетов, которые в его голове складываются в целые фильмы. Родители, впрочем, считают, что все это блажь, и что сын – банальный мечтатель и бездельник, а лучше бы готовился поступать на экономический факультет, так как у отца есть в этой сфере связи, и потом «мальчику» будет гарантировано хлебное место. Что до кино, то в их понимании это – фантасмагория, ведь в подкорке у множества людей засела квазикастовая установка, что они «обычные», что «сын плотника становится плотником, дочь швеи швеей, а сын короля королем». В их понимании, известные люди – какие-то «особые» в том смысле, что их породила совсем иная среда, и что продвинулись они благодаря с рождения имеющимся связям. То, что множество «лиц с обложки» возникли из самого что ни есть «простонародья», они упорно игнорируют. И подрезают детям крылья.

И вот тут парня начинает захлестывать страх и застенчивость. «В самом деле», — думает он, — «кто я, что я? Кому я нужен в мире кино? Кто поймет меня и признает? Еще и на смех поднимут, там же сплошь и рядом дети актеров и режиссеров. Нет, и правда лучше уж синица в руках, чем журавль в небе».

Дальше он послушно пойдет на экономический, а годам к 25 обнаружит, что живет не своей жизнью. И что приличный костюмчик банковского клерка, новенький автомобиль, стабильный отдых и вечера в уютной кофейне – все равно не греют, хотя вроде бы все хорошо, и все как у всех и даже лучше. И вполне вероятно, что вторых шансов и новых возможностей вернуться к мечте уже во взрослой жизни у него будет аж несколько – Всевышний милосерден к людям. Даже современная история кино знает множество случаев, когда в режиссуру люди приходят в зрелом возрасте – за 30, а то и за 40; здесь не требуется в обязательном порядке ни молодость, ни исключительная свежесть лица, а жизненный опыт – наоборот, приветствуется. И они «выстреливают» как звезды, становясь знаменитостями. Однако же шанс может подвернуться только ограниченное число раз, стоит упустить – эта возможность уйдет, как облако.

Мечта о кино – это, естественно, лишь частный пример. Другой пример можно привести с личной жизнью.

Часто бывает так, что женщина досадным образом упускает «того самого» мужчину, побоявшись или постеснявшись, что она недотягивает до него, или что он ее бросит, или что история сомнительная и авантюрная (если он живет в другой стране с иным укладом, или занят чем-то рискованным и опасным), или что все может закончиться трагически и не получится никакого семейного счастья, на что ей якобы указывает множество признаков и сигналов. Страхи эти, причем, часто надуманны, а ложная застенчивость заставляет панически испугаться возникшего внутри сильного чувства и тяги к человеку. Ведь в любви так мало рацио, и кажется, что это может стать причиной фатальной ошибки. Меж тем, все как раз наоборот: организм умен, и часто нас мистическим и восхитительным образом влечет к генетически совместимому человеку, с которым можно воспроизвести хорошее потомство, и именно этим объясняется «помутнение в мозгах». А в просчитанном и калькулированном, казалось бы, браке, всплывает столько неизвестных нюансов и противоречий, которые невозможно было представить, хотя странно им удивляться, ибо, как известно, чужая душа – потемки.

Так или иначе, женщина упускает возможность испытать свое счастье с этим мужчиной, и в итоге либо мучается с другим, нелюбимым и не комплементарным, либо коротает дни в одиночестве (причем еще вопрос, что хуже).

Разным женщинам дается в жизни разное число возможностей. Одни девушки не избалованы мужским вниманием, и этот шанс выпадает раз, может, дважды – но преимущество «серых мышек» в том, что они в душе прекрасно осознают свою посредственность, а потому более усердно хватаются за возможности выйти замуж. И потому, как ни странно, они чаще с ранних лет семейны и «пристроены», чем красавицы. Последние постоянно наслаждаются возможностями, считая, что от них мужского внимания никогда не убудет, но так устроен мир, что все стареют, включая роковых женщин и разбивательниц мужских сердец, и, пройдя через несколько браков, они могут обнаружить, что их время ушло, а привычные кавалеры на горизонте странным образом испарились.

Мужчина – он как чай. Его надо брать горячим и горящим. При этом, естественно, чай не стоит пить с пылу-с жару, когда он только-только залит крутым кипятком: можно обжечься. Переводя с аллегорического языка на буквальный, не надо сразу бросаться в объятия сильно понравившегося мужчины и мгновенно отвечать на его предложение, всем своим видом демонстрируя, как вы в нем заинтересованы. Лучше изобразить многозначительную задумчивость, но так, чтобы мужчина четко понял, что это никак не отказ. И при этом его надо взять горячим, потому что остывший чай противен, невкусен и не способен согреть в студеный зимний вечер, а охладевший мужчина просто потеряет интерес к женщине. Как бы она его ни восхитила и ни заинтриговала поначалу, мужчины всегда настроены на близкие отношения (естественно, если речь о соблюдающих мусульманах, то в халяльном формате). Если же они чувствуют, что их месяцами и годами водят за нос или столь же долго колеблются и сомневаются, они гарантированно «спрыгнут с темы», в лучшем случае переведя историю в милый дружеский формат (исключением являются те общества, где изощренно длительное вождение мужчины за нос, пока он наскребает на гигантский махр, стало всеобщей нормой). А женщина, заигравшаяся в «гордую и неприступную крепость» или погрязшая в страхах и сомнениях, будет кусать локти, понимая, что возможность ушла, как облако.

В любом случае, когда речь идет о мусульманке, у нее в таком случае есть и иная прекрасная возможность – истихара. Если гложут страхи и сомнения, действительно ли возможность добрая, если сильно хочется, но колется, оптимальный выход – не откладывая в долгий ящик, провести истихару по Корану, найдя в нем ответ – как поступить в указанной ситуации? Согласиться или отказать? Взять или отпустить? Рискнуть или поостеречься? Ученые говорят, что истихару по одному и тому же вопросу можно делать до трех раз. А активно пользующиеся ею мусульмане подтверждают, что ее результаты всегда очень точны и в итоге оборачиваются во благо, даже если поначалу истихара сильно расстраивает сделавших ее.

Словом, возможностями надо пользоваться. Есть деньги, чтобы купить авиабилет и слетать посмотреть далекую красивую страну – берите билет и поезжайте. Есть возможность получить исламское образование – отправляйтесь учиться. Есть возможность для хаджа – пользуйтесь. Захотели повидаться с давними друзьями – используйте возможность, мало ли что ждет нас всех в будущем. Есть возможность и условия завести ребенка – рожайте, не ждите у моря погоды.

В своей жизни я лично убеждалась на множестве примеров, насколько ярко жизнь подтверждает действенность приведенного изречения из «Нахдж аль-балага». В 2010 году мне представилась возможность поехать в Сирию на двухмесячную стажировку по арабскому языку, 2 академических курса которого я уже освоила в Россию – уникальный шанс «разговориться», чему на Родине не учат. Сирия тогда была спокойной, цветущей и исключительно безопасной страной, однако я раздумывала – ехать в то лето или отложить поездку на год. Сирийская стабильность казалась незыблемой, хотя это внутреннее убеждение на поверку оказалось наивным. И если бы я не использовала ту возможность, она бы ушла, как облако, причем грозовое – в 2011 году в Сирии началась гражданская война, и сейчас мы все видим чудовищные жертвы, разрушения, бесчинства террористических банд и потоки беженцев, которые заставляют ужасаться людей во всех странах мира. Поехав в 2010 году, я также получила замечательную возможность зафиксировать в памяти ту Сирию, какой она была до начала этого конфликта.

Другой пример – менее радужный. Года три назад, до кризиса, до санкций, до инфляции и роста цен на продукты, когда моя зарплата позволяла мне чувствовать себя спокойно и уверенно, у меня пылилась сумма, отложенная на курсы вождения. К сожалению, я не воспользовалась той возможностью, а теперь появились новые статьи крупных расходов, кризис, санкции, нехватка времени. Упущенная возможность ездить за рулем автоматически лишила меня множества иных возможностей, в том числе и напрямую связанных с жизнью в исламской умме. Например, возможности посещать поздние летние ифтары и проводить Ночи Кадр в мечети – просто потому, что в два часа ночи, после фаджра, уже не ходит никакой транспорт. И, просиживая по часу в заполняющемся автобусе, я очень жалею об этой упущенной возможности и прошу Всевышнего вновь даровать мне время и возможность учиться в автошколе, которая у меня была и которой я очень неосмотрительно не воспользовалась.

Возможность проходит как облако, так спешите ухватиться за добрую возможность! И ничего не бойтесь.

Текст: Анастасия (Фатима) Ежова



[1] Имам Али. Путь красноречия. Москва, ООО «Садра», при поддержке Фонда исследований исламской культуры, 2015, стр. 311.

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.