Познавательная деятельность, вернее потребность в ней заложена Всевышним в природу человека.
До того момента, когда она станет еще и осознанной, проходит в среднем 14 лет, если считать с момента рождения.
На чем основан этот вывод?
С 14-летнего возраста (или с момента появления у ребенка вторичных половых признаков), при условии хорошего психического здоровья, начинается его осознанный и осмысленный жизненный путь по законам Всевышнего со всеми вытекающими из этого последствиями.
Психология, как наука, располагающая глубокими знаниями о вопросах мышления человека, подтверждает это, разделяя этапы развития человеческого мышления в соответствии с возрастом.
Как же именно развивается мышление?
В возрасте примерно до1,5 летнего возраста ребенок обладает предметно-действенным мышлением и познает мир, исследуя предметы, пробуя их на зуб, извлекая из них звуки, рассматривая и различая по виду.
В возрасте с 1,5 лет и примерно до 7 лет на первый план выходит познание с помощью действий с предметами. Развивается предметно-действенное мышление.
К 7 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление, то есть ребенок видит предмет или его изображение,а в его в памяти уже есть образ подобного предмета, который он вполне может сопоставить с тем, что перед ним.
Следующий этап развития мышления – формирование абстрактно-логического мышления.
Логическое мышление – это различение причинно-следственных связей предметов, явлений, событий и их последствий.
Абстрактное мышление – размышление в общем, масштабно, рассматривая ситуацию с разных сторон.
В 7 лет, в среднем, начинается формирование такого виды мышления и к 14 годам, за семь лет, набирается достаточный опыт его использования.
И человек может уже рассуждать как узко конкретно, так и абстрактно широко, да еще и логически сопоставляя причины и следствия.
И к возрасту осознанной ответственности перед Всевышним человек уже вполне к ней готов.
И тут на первый план выходит такое понятие, как «намерение», которое в арабском языке именуется «ният».
Это основное, что определяет направление и характер наших действий, как, впрочем, и результат.
Возникает вопрос: «А так ли часто мы помним о намерении, когда собираемся что-то сказать или сделать? Часто ли вспоминаем о нем, думая о чем-либо?»
Этот вопрос остается открытым, хотя наши поступки и слова часто говорят о том, что о намерении мы как раз и не помним.
«Я случайно, я не хотела, я не подумала, я не то имела в виду, я не заметила, не обратила внимание …»
Это напрямую говорит о некоторой неосознанности действий, а значит, об отсутствии намерения.
Последние лет 20 очень популярным в бизнесе и личностном развитии стало такое понятие, как «целеполагание».
Целеполагание – это оптимальная система последовательных действий для достижения необходимого результата наикратчайшим путем.
Книги по целеполаганию написаны в большом количестве как западные, так и российские.
Тренинги по целеполаганию проводят повсеместно и на все лады.
И при этом, про свою собственную мусульманскую систему целеполагания мало кто вспоминает.
Старинная русская пословица «Сапожник без сапог», в очередной раз показывает нам, что мы не пользуемся тем, что у нас, можно сказать, записано на подкорке.
В чем же заключается мудрость исламского мировоззрения в контексте целеполагания и как она работает?
Возьмем пример про взаимоотношения с кем-нибудь из родственников, с кем они по каким-то причинам не очень доброжелательные.
Насколько важно быть с ними в хороших отношениях, нам известно из Священного Корана.
4:1«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».
Аиша Корчагина
руководитель проекта развития личности
«Экология отношений и достижений»