Мусульмане не должны чувствовать себя обязанными извиниться за атаку на редакцию журнала «Шарли Эбдо», считает Джилан Гулами.
А вы уже извинились? Или, быть может, пошли дальше того — и выступили с осуждением? Неважно, что именно вы должны осудить — просто сделайте это, ведь вы мусульманин и уже поэтому виноваты. Именно такова текущая интерпретация фактов и скрытый подтекст событий последних дней во Франции.
Обвинения против мусульман и Ислама после атак на «Шарли Эбдо» звучат намного жёстче и громче, чем после подобных инцидентов в прошлом. Требования извиниться становятся всё настойчивее и категоричнее, и озвучиваются уже всем обществом и всеми социальными группами.
Зачем мусульманам извиняться?
Но почему мусульмане должны извиниться? Почему вся мусульманская община должна отвечать за действия немногих?
Руперт Мёрдок, видимо, считает именно так, да и не только он. И неважно, что община — очень растяжимое понятие. Многие западные комментаторы-исламофобы очень удивились бы, узнай они, как неоднороден Ислам. Не все мусульмане имеют одинаковые взгляды и разделяют одинаковые убеждения; они не сходятся друг с другом по многим вопросам. И тем не менее, требования извиниться редко адресуются другим общинам.
Должны ли все христиане мира извиниться за случаи надругательства над детьми со стороны священников-педофилов в 70-х и 80-х? Должны ли все журналисты извиниться за нашумевший взлом и прослушку телефонов знаменитостей своими коллегами? Должны ли все профессиональные футболисты извиниться за Чеда Эванса, осуждённого за изнасилование на пять лет? Ну, или если уж мы решили прибегнуть к действительно широким обобщениям, почему бы не извиниться за Чеда Эванса вообще всем мужчинам планеты?
«Шарли Эбдо»
«Но — эй!» — возразит наш узколобый комментатор. «Ведь редакцию журнала расстреляли во имя Мухаммада (С) — это сделано от вашего лица, от лица Ислама, так что будьте-ка добры, извинитесь, а то у нас есть сомнения в вашей позиции и в позиции вашей религии!»
Ну да, на первый взгляд, логика в этом заявлении есть. Тем не менее, такие обобщения всего лишь рассчитаны на то, чтобы обезоружить мусульман и заставить их оправдываться.
Широкие обобщения всегда нужно рассматривать скептически, ибо они зачастую вводят людей в заблуждение. Каждое такое обобщение должно как минимум тщательно проверяться для установления правильности его основного принципа.
Факты на текущий момент таковы, что никто пока не знает истинных мотивов нападавших — на руках у нас есть только неподтверждённые заявления с места преступления. Нападавшие принадлежат к беднейшим слоям мусульман алжирского происхождения, живущих в ужасающих условиях, поэтому мотивы их пока размыты и неясны.
Даже если доказательная база появится, то что это даст? Значит ли это, что мы все должны извиниться? Это примерно то же, что ждать извинений от всех британцев за скандал с тратами членов парламента. Ведь члены парламента официально представляют народ Великобритании — разве нет?
Франция
На практике мусульманам не за что извиняться. Нам нужно чётко это осознать, поднять голову и повторить это: осмысленно, неспешно и с уверенностью в голосе.
Собственно, мы скорее должны не извиняться. Не по причине неуместного высокомерия или отсутствия сочувствия, но по другой причине. Это не значит, что мы оправдываем действия убийц или ненавидим европейцев-немусульман.
Причина в том, что наши извинения послужили бы оправданием несправедливостям, творимым против мусульман. «Шарли Эбдо» вряд ли можно назвать нейтральным и непредвзятым изданием. Оно в течение многих лет провоцировало мусульман и другие меньшинства страны. Те, кто поддерживает кампанию «Je suis Charlie», должны спросить себя, поддерживают ли они также расстрел мусульманских демонстрантов египетским генералом Ас-Сиси (представьте реакцию, если бы мусульманские пародисты стали издеваться над убитыми журналистами «Шарли Эбдо») и возмутительный номер, в котором были опубликованы карикатуры на жертвы изнасилований, предположительно совершённых членами нигерийской группировки «Боко Харам».
Более того, извинения полностью закрыли бы вопрос о том, как Франция относится к своему мусульманскому меньшинству. Запрет никаба, аресты мусульман, собирающихся на утреннюю молитву в мечети, ограничения на работу в государственном секторе для соблюдающих мусульман, отказ в предоставлении социальных гарантий, меньшие шансы получить работу и открытая демонизация, сравнимая разве что с разгулом антисемитизма в преддверии Второй мировой войны.
События последних дней выставляются в таком свете, будто бы всё началось с нападения на офис редакции журнала, в то время как реальная подоплёка событий удобно замалчивается.
Три причины, почему мусульмане не должны извиняться
Тем не менее, есть целых три очень простых причины, по которым мусульманам не стоит извиняться.
Во-первых, извинение есть признание вины, предполагающее, что мы в чём-то виноваты. И это серьёзная проблема, потому наши извинения только подтвердят то, что хотят услышать противники Ислама — что ответственность за это кровавое преступление лежит на нашей религии, с чем мы никогда не согласимся. Наша же ответственность и обязанность состоит в том, чтобы прояснить нашу позицию по этому вопросу и показать несостоятельность подобных причинно-следственных связей.
Во-вторых, извинение влечёт за собой необходимость либо изменить свои убеждения так, чтобы они соответствовали «правильным» либеральным ценностям, либо отказаться от них вовсе. Если говорить начистоту, то антиисламские выпады в свете нападения на «Шарли Эбдо» рассчитаны на то, чтобы передать слово апологетам, которые имеют в своём распоряжении подконтрольные правительству институты, призванные заставить мусульман поставить под вопрос свои убеждения. В таком случае мусульмане сочтут, то они должны промолчать, пока за них говорят другие — и это в лучшем случае. В худшем они вынуждены будут изменить своим незыблемым убеждениям.
В-третьих, извинения будут сочтены оправданием и другим действиям, предпринимаемым против мусульман. И 11 сентября, и 7 июля повлекли за собой принятие законов, направленных против мусульман, по иронии судьбы ограничивающих их право критиковать внешнюю политику западных стран и подвергающих их целенаправленным задержаниям и обыскам. Свидетельств того, что эти меры помогли предотвратить какие-либо происшествия, ничтожно мало, а показатели результативности и вовсе стремятся к нулю. При этом никто, положа руку на сердце, не скажет, что эти меры применяются против кого-либо, за исключением мусульман.
Поэтому мы должны не просто разъяснять нашу позицию, но и следить за тем, чтобы люди, выступающие от нашего имени, не решили принести свои извинения за тех, на ком и так нет вины.
Джилан Гулами,
5pillarsuk.com
Перевел с английского Али Абу Ясмин