Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

РАМАДАН 2016. ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ.

Длинными летними днями пост держать непросто. И те люди, которые чувствуют, что им это не под силу, но не имеют легальных шариатских оснований для уклонения от поста (как то: серьезное заболевание, беременность и т.д.), иногда находят выход из положения, приобретая статус путника (мусафир).

В Священном Коране сказано: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (К, 2:185).

Чтобы считаться путником, нужно отъехать на определенное расстояние от границ родного города (перемещение внутри него не считается, каким бы большим он ни был). По ханафитскому мазхабу это 24 фарсаха (парасанга) до пункта назначения, по шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому – 16 фарсахов в одну сторону, по джафаритскому – 8 фарсахов в одну сторону или же туда и обратно (имеются разночтения среди ученых), один фарсах равен примерно 5,04 км.

Исключением являются те люди, которые совершают поездки ежедневно из-за учебы или работы – например, летчики, стюардессы, дальнобойщики. Они должны совершать намазы полностью, а не в сокращенном (каср) виде, и поститься вместе с остальными постящимися.

Если человек вынужден ненадолго выезжать из своего города на определенное Шариатом расстояние – по делам ли, к родственникам ли, в разовую командировку ли – в месяц Рамадан это не является грехом, и в этих поездках он не должен совершать пост.

Иной вопрос, если человек уезжает специально для того, чтобы не держать пост. Ученые не запрещают этого: «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (К, 2:185). Но они отмечают, что это нежелательно: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (К, 2:184)

На самом деле короткие выезды с целью прервать пост не решают проблему, а усугубляют ее. Организм постепенно адаптируется к посту, где-то через неделю человек уже начинает легко переносить пост. Потом его грубо вырывают из данных условий, два-три дня человек «отрывается» в гостях, у родителей или на даче, а потом процесс привыкания начинается с «нуля». Получается двойная и тройная ломка ритмов приема пищи. Для организма это тяжелее, чем просто раз войти в пост и уже держаться до конца. Что касается женщин репродуктивного возраста, то у них так или иначе случается «передых», обусловленный естественными физиологическими причинами, поскольку в дни месячных (хайд) мусульманки от поста освобождаются в обязательном порядке.

Иное дело, если человек решил специально поехать в мусульманскую страну, чтобы держать там пост – в соответствующей атмосфере, в обстановке, когда постятся все, когда мечети открыты ночи напролет, и из каждой звучит Священный Коран, когда все вокруг напоминает о месяце Рамадан.

В таком случае ему следует ехать на длительный срок, ибо разные мазхабы определяют различное количество дней, в течение которых человек, выехавший за пределы родного города, считается путником (мусафир). Например, по ханафитскому мазхабу это до 15 суток, по ханафитскому – до 4-х, по джафаритскому – до 10 суток. При этом если ханафитский и джафаритский фикх предписывают верующим в обязательном порядке пользоваться преимуществами статуса путника (сокращение обязательных молитв, отказ от поста), то шафииты просто дозволяют это. Однако если человек уехал в чужую страну на более длительный срок и остается все это время в пределах одного населенного пункта, он должен поститься.

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.