Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

Сатира в исламском мире: традиция сквозь века

 

«Они что, шуток не понимают?» Этот вопрос задавался после появления датских карикатур в 2005 году и теперь, после бойни в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо», возникает снова.

 

Предполагаемые убийцы, очевидно, выразили мнение незначительного меньшинства фанатиков экстремистов, но вопрос заставляет задуматься, какова роль сатиры в исламском мире.

Сначала давайте условимся, что само понятие «исламский мир», равно как «христианский мир» или Африка, не есть что-то однозначное. Мы говорим о полутора миллиардах людей во всех уголках земного шара — разных рас, этносов, говорящих на разных языках, с разной идеологией.

Профессор религиоведения Университета Дюка Брюс Лоуренс отвечает на вопрос об исламских традициях сатиры так: «Я изучаю мусульманский мир почти полстолетия, и одним из моих любимых героев всегда был литератор IX века Аль-Джахиз.

В золотой век развития исламской музыки, изобразительного искусства и наук Аль-Джахиз изучал практически все — от зоологии до теории литературы. Он писал беспощадные социальные сатиры, а также был известен своим особенным уродством.

Высмеивал сам себя как крайне непривлекательного человека и в то же время насмешничал над „рок-звездами“ своего поколения в Багдаде, в то время — центре мусульманского мира».

По словам Лоуренса, Аль-Джахиз остается почитаемой фигурой в исламской литературе, но не потому, что он творил во славу ислама. «Он поднимал современников на смех — своих братьев по вере, каждого, кто, по его мнению, слишком заносился, какое бы положение в обществе тот ни занимал».

Шоумен XIII века

Такой поведенческий паттерн близок Азхару Усману, суннитскому стендап-комику из Чикаго. Усман, чья семья переехала из Индии, называет среди своих героев Ричарда Прайора, Джорджа Карлина и суфийского героя XIII века по имени мулла Насреддин. Усман говорит, у Насреддина был «эндикауфмановский тип личности». Он вспоминает известную историю о том, как Насреддин вел пятничную хутбу.

Мулла обращается к собранию: «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» Ни одна рука не поднимается. Тогда он восклицает: «Ну и о чем мне говорить с теми, кто понятия не имеет, о чем идет речь?» И мулла уходит. Люди упрашивают его вернуться, обещают, что будут понятливее.

Так что Насреддин снова спрашивает: «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» На этот раз все руки в воздухе. И тут мулла говорит: «Что же я могу сказать тем, кто уже все и так знает?» И снова уходит. И вновь толпа умоляет его вернуться: «Пожалуйста, не уходи! Поделись с нами своей мудростью!»

И в третий раз мулла спрашивает «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» Половина присутствующих поднимает руки, а половина нет.

«Итак, — говорит Насреддин, — теперь пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает».

«Самые храбрые люди в арабском и мусульманском мире»

Согласно исследователю Брюсу Лоуренсу, высмеивать себя и свое сообщество, в том числе власть имущих, — традиция в мусульманской литературе и искусстве. «Создатели политических сатир входят в число самых больших храбрецов в арабском и исламском мире», — говорит он.

Среди таких людей Бассем Юссеф, известный как египетский Джон Стюарт. Сатира Юссефа обращалась против политиков и «Братьев мусульман», а его тв-шоу существовало два года, пока не закрылось под давлением.

Также в исламском мире существует мощная традиция политической карикатуры. В числе современных карикатуристов Али Ферзат из Сирии, высмеивавший президента Башара Ассада. В 2011 году Ферзату за его рисунки сломали обе руки, и тогда он изобразил себя рисующим на больничной койке — в знак того, что и с загипсованными руками ему есть что сказать режиму.

Но на Ферзата напали по политическим, а не религиозным мотивам. Как говорит Лоуренс, сатирическое изображение людей в порядке вещей, но не изображение сакрального — Бога, Мухаммада, других пророков и святых, которые представляются существующими в ином измерении. Их при этом множество, в том числе Адам, Моисей, Дева Мария.

Комик Азхар Усман уверен, что сохранение четкой границы между святым и светским противоречит самому комедийному кредо «ничего святого». Но ведь оно в корне противостоит и тем общечеловеческим ценностям, которыми Запад так дорожит.

«Я думаю, это честный дискурс и желал бы, чтобы он распространился во всем мире», — заключает Усман.

Он говорит, что встречает оскорбительные изображения святых, пророков и Бога с прощением. И добавляет: если вы жестко судите то, что с культурологической точки зрения может рассматриваться как сатира, то трагедия «Шарли Эбдо» вас ничему не научила.

Перевела Амина Бакыр,
www.npr.org

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.

 

Сатира в исламском мире: традиция сквозь века

 

«Они что, шуток не понимают?» Этот вопрос задавался после появления датских карикатур в 2005 году и теперь, после бойни в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо», возникает снова.

 

Предполагаемые убийцы, очевидно, выразили мнение незначительного меньшинства фанатиков экстремистов, но вопрос заставляет задуматься, какова роль сатиры в исламском мире.

Сначала давайте условимся, что само понятие «исламский мир», равно как «христианский мир» или Африка, не есть что-то однозначное. Мы говорим о полутора миллиардах людей во всех уголках земного шара — разных рас, этносов, говорящих на разных языках, с разной идеологией.

Профессор религиоведения Университета Дюка Брюс Лоуренс отвечает на вопрос об исламских традициях сатиры так: «Я изучаю мусульманский мир почти полстолетия, и одним из моих любимых героев всегда был литератор IX века Аль-Джахиз.

В золотой век развития исламской музыки, изобразительного искусства и наук Аль-Джахиз изучал практически все — от зоологии до теории литературы. Он писал беспощадные социальные сатиры, а также был известен своим особенным уродством.

Высмеивал сам себя как крайне непривлекательного человека и в то же время насмешничал над „рок-звездами“ своего поколения в Багдаде, в то время — центре мусульманского мира».

По словам Лоуренса, Аль-Джахиз остается почитаемой фигурой в исламской литературе, но не потому, что он творил во славу ислама. «Он поднимал современников на смех — своих братьев по вере, каждого, кто, по его мнению, слишком заносился, какое бы положение в обществе тот ни занимал».

Шоумен XIII века

Такой поведенческий паттерн близок Азхару Усману, суннитскому стендап-комику из Чикаго. Усман, чья семья переехала из Индии, называет среди своих героев Ричарда Прайора, Джорджа Карлина и суфийского героя XIII века по имени мулла Насреддин. Усман говорит, у Насреддина был «эндикауфмановский тип личности». Он вспоминает известную историю о том, как Насреддин вел пятничную хутбу.

Мулла обращается к собранию: «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» Ни одна рука не поднимается. Тогда он восклицает: «Ну и о чем мне говорить с теми, кто понятия не имеет, о чем идет речь?» И мулла уходит. Люди упрашивают его вернуться, обещают, что будут понятливее.

Так что Насреддин снова спрашивает: «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» На этот раз все руки в воздухе. И тут мулла говорит: «Что же я могу сказать тем, кто уже все и так знает?» И снова уходит. И вновь толпа умоляет его вернуться: «Пожалуйста, не уходи! Поделись с нами своей мудростью!»

И в третий раз мулла спрашивает «Кто из вас знает, о чем я собираюсь говорить?» Половина присутствующих поднимает руки, а половина нет.

«Итак, — говорит Насреддин, — теперь пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает».

«Самые храбрые люди в арабском и мусульманском мире»

Согласно исследователю Брюсу Лоуренсу, высмеивать себя и свое сообщество, в том числе власть имущих, — традиция в мусульманской литературе и искусстве. «Создатели политических сатир входят в число самых больших храбрецов в арабском и исламском мире», — говорит он.

Среди таких людей Бассем Юссеф, известный как египетский Джон Стюарт. Сатира Юссефа обращалась против политиков и «Братьев мусульман», а его тв-шоу существовало два года, пока не закрылось под давлением.

Также в исламском мире существует мощная традиция политической карикатуры. В числе современных карикатуристов Али Ферзат из Сирии, высмеивавший президента Башара Ассада. В 2011 году Ферзату за его рисунки сломали обе руки, и тогда он изобразил себя рисующим на больничной койке — в знак того, что и с загипсованными руками ему есть что сказать режиму.

Но на Ферзата напали по политическим, а не религиозным мотивам. Как говорит Лоуренс, сатирическое изображение людей в порядке вещей, но не изображение сакрального — Бога, Мухаммада, других пророков и святых, которые представляются существующими в ином измерении. Их при этом множество, в том числе Адам, Моисей, Дева Мария.

Комик Азхар Усман уверен, что сохранение четкой границы между святым и светским противоречит самому комедийному кредо «ничего святого». Но ведь оно в корне противостоит и тем общечеловеческим ценностям, которыми Запад так дорожит.

«Я думаю, это честный дискурс и желал бы, чтобы он распространился во всем мире», — заключает Усман.

Он говорит, что встречает оскорбительные изображения святых, пророков и Бога с прощением. И добавляет: если вы жестко судите то, что с культурологической точки зрения может рассматриваться как сатира, то трагедия «Шарли Эбдо» вас ничему не научила.

Перевела Амина Бакыр,
www.npr.org

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.