Мир людей наполнен страхами, фобиями и ложными стереотипами по отношению к «не таким, как я». Нам ли, мусульманам, не знать, каково это — ощущать себя «чужим» в мире? Увы, в мегаполисе, в среде рядовых жителей, мусульмане — меньшинство.
Мы за рамками стандартных установок обывателей, по другую сторону. Для них мы вместе с «другими» — например, с мигрантами, бывшими наркоманами или трансвеститами.
У рядового обывателя, зачастую неосознанно, сформировано определенное мнение о цыганах, таджиках, о полицейских и журналистах, о гомосексуалах и феминистках, о священниках и ученых, о бездомных и о многих, многих других. В частности, о мусульманах. Но, вероятнее всего, у разделяющих стереотипы ни разу не было возможности поговорить с человеком из другой среды, узнать, как он живет, что думает, задать ему свои вопросы.
Как бы то ни было, каждый из нас сталкивался с несправедливым отношением к себе, и, если имел возможность пообщаться лично с человеком, сознание которого наполнено до отказа стереотипами, замечал удивительный результат личной беседы — стереотипы разбивались и рассыпались в пыль.
Этой осенью меня впервые пригласили в проект «Живая библиотека», и я с огромным удовольствием согласилась. Мне предстояло стать «живой книгой», где незнакомые люди могли бы «прочесть» меня, беседуя тет-а-тет или в небольших группах.
«Живая Библиотека» — это международный социальный проект, он создает уникальную возможность услышать и понять других людей, задать им вопросы и самому сделать выводы.
Любой желающий приходит на мероприятие и знакомится со списком «живых книг», выбирает того, кто ему интересен, заполняет специальную библиотечную карточку, и «читает» книгу определённое количество времени. Как правило, на каждый сеанс общения отводится 20 — 25 минут, потом читатель должен уступить место рядом с «книгой» другим и может выбрать еще какую-нибудь «живую книгу» в библиотеке. Услуги в библиотеке полностью бесплатны. «Живая книга» оставляет за собой решение, называть ли свое настоящее имя, отвечать ли на провокационный или бестактный вопрос. Но и читателей просят проявлять уважение к книгам.
Из своего опыта в участии «Живой библиотеки» я извлекла массу уроков. Помню очень странное чувство от того, что большинство «читателей» абсолютно ничего не знали об исламе. Некоторые спрашивали, почему запрещена свинина в пищу, не потому ли, что это наше священное животное? Кто-то из читателей пришел и откровенно признался: ненавижу вашу религию, она самая человеконенавистническая. И мы по полочкам разбирали, почему такие мысли, а я с упоением рассказывала и рассказывала о своей вере и видела, как отношение читателей меняется в процессе общения.
В конце прошлой недели меня снова пригласили в проект в качестве «Живой книги», на этот раз «Живая библиотека» была менее масштабна, всего несколько книг, а само мероприятие проходило в стенах лицея при ВШЭ для учеников старших классов.
Отказаться было бы просто невозможно. Я помню себя подростком, и если бы ко мне пришел взрослый человек с необычными взглядами на жизнь, готовый делиться своим опытом, я бы из него вынула всю его душу, всего бы выпотрошила. Поэтому сейчас я была готова вывернуться наизнанку, только бы ответить каждому: «Почему ты приняла ислам? Зачем? Что тебе это дало?»
«Живая библиотека» состоялась, а общее впечатление о тинэйджерах оказалось несколько неожиданным. Я, в общем, не считала нашу молодежь безнадежной, но, тем не менее, не ожидала такого количества пытливых глаз, такого уважения и интереса. Все ребята оказались очень открытыми, готовыми выслушать, принять и отнестись с уважением.
Эту статью я решила написать, чтобы избавить и мусульман от некоторого предубеждения в адрес «не таких, как мы». Каждой группе подростков, общавшейся со мной, я тоже задавала вопросы: «Что думаете, когда видите девушку в платке в метро или на улице? Как вы себя поведете и что подумаете, если в вашу компанию приведут девушку в хиджабе? Как вы поступите, если в вашем учебном заведении девушка начнет носить платок, а руководство будет препятствовать ей в этом?»
Ответы ребят меня крайне удивили широтой ума и осознанностью. Все как один испытывают интерес и уважение к выбору мусульманок носить платок, каждый готов принять девушку в хиджабе в компанию и заступиться за ее право носить платок в учебном заведении, ребята так и сказали: «Напишем петицию и соберем подписи, такие запреты противоречат Конституции».
Это показательно — молодежь не страдает фобиями в адрес религиозных или национальных меньшинств, они дружно исповедуют терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Вместе со мной в проекте «Живой книгой» был мусульманин, Умар Саид, председатель Совета информации и связи общественного движения «За права мусульман», вот что он рассказал о своем участии в проекте:
«Когда мне объяснили, что именно я должен делать, мне показалось это не просто интересным, а ещё и полезным. Часто приходится видеть и слышать, как несведущие люди нелестно отзываются об исламе и мусульманах. А ведь им просто нужно поговорить с носителем религии. Узнать. Сравнить. Не утверждаю, что все мусульмане отличаются благочестием, и даже напротив, внутри исламской уммы хватает своих проблем. Однако все мусульмане как один могут рассказать об основах ислама, об убеждениях и главных принципах. Из такого рассказа многие начинают понимать, что об исламе неправильно судить по мусульманам, что нужно судить не по людям, ведь человек ошибается, а по концепции, заложенной в основу религии.
Дети мне понравились. Я чувствовал себя комфортно. Но заметил, что некоторые школьники были немного насторожены».
По правилам библиотеки, читатель может задать любой вопрос, но вот отвечать на него или нет, решает сама «книга». Ребята из лицея проявили себя воспитанными и культурными; я, честное слово, ждала хоть какой-нибудь гадостной провокации, но не дождалась. У Умара Саида был свой опыт:
«Меня предупреждали, что могут быть провокационные вопросы, и они были. Но меня это никак не смутило. Ведь как я понял, я принимал участие в этом мероприятии, чтобы рассказать о себе и той жизни, которой я живу. В равной степени для меня важны как современная реальность, так и история ислама. Как великие, так и омрачающие ислам события имеют одинаковую силу перед настоящим и будущим всего человечества, а не только для мусульман».
Главный вопрос дня, адресованный мусульманам, был: «Почему ислам и как ты к нему пришел?» Умар Саид хоть и этнический мусульманин, но различает для себя жизнь до и после соблюдения всех канонов ислама.
«Основной акцент я сделал на ту связь с Господом, которой люди пренебрегают, а кто-то и не верит в нее. Мне хотелось бы больше рассказать о своих чувствах, которыми я был переполнен в период разлома моей жизненной истории. Рассказать, какие чувства у меня сейчас, несмотря на негатив, который льётся отовсюду и который становится барьером перед Истиной. Мне хотелось бы объяснить, что такое ислам на самом деле.
Школьников интересовала моя жизнь. События, которые мне приходилось преодолевать. И то, как я отношусь к людям другой культуры, других народов или религий.
Были и интересные вопросы, например, как я отношусь к многоженству. На этот вопрос я ответил: «Категорически за, так как это дозволено Господом, но смогу ли я иметь не одну жену? Для начала мне нужно жениться на одной…»
Когда меня саму спрашивали о переходе в Ислам, я рассказывала ребятам, что хорошо понимаю их ощущение потерянности в мире, что в их возрасте чувствовала себя пустой, ненужной, а все установки родителей и школы казались мне искусственными. Я приняла ислам как раз на таком сломе, ощущая беспросветную утрату смысла жизни. Тинэйджеры кивали головами, потому что именно сейчас они на пути в новую взрослую неизвестную жизнь. Я нашла для себя выход, взяв ислам за основу, за стержень и фундамент — так я обрела истинный смысл существования, и тогда вся жизнь обрела для меня значимость.
Про многоженство спрашивали и меня, и откровением дня для ребят стало то, что многоженство — это мера, установленная для защиты женщины, а не утеха и забава для мужчины. Ведь жены во времена Пророка © часто вдовели и оставались в одиночестве с детьми, а для мусульманина дать кров вдове, взять ее и детей на содержание — праведное дело. Для мусульманина не бросить бесплодную или больше не любимую жену, а сохранить ее статус супруги со всеми правами, женившись на другой женщине, — благородное дело. Да и задача эта непростая, мы подробно разбирали, почему, и установили, что проблема многоженства сегодня — это проблема культуры и ответственности партнеров, ведь порой у современных мужчин любой системы ценностей трудности в отношениях с единственной женой, что уж говорить о нескольких.
Я ожидала также вопросов, отвечая на которые, возможно, придется оправдывать поступки мусульман. Но мне таких не задавали. А вот к Умару Саиду обратились с чем-то подобным. Мне стало интересно, спрашивали ли у него про бесцеремонных кавказцев, пугающих москвичей, — правда, преимущественно из телевизора:
«Странно, но о кавказцах или моих земляках, дагестанцах, был мало вопросов. В общем-то, мне не пришлось оправдываться за всех, так как я сам не приветствую поведение многих с родной земли. Я считаю их невеждами. Я как мусульманин стою на том, что уважение, скромность и добропорядочность — наши нравственные основы. На вопрос, как я сам отношусь к нахальным выходкам единоверцев, я сказал, что не терплю подобного поведения и стараюсь делать замечания, если вижу подобное».
Все наши беседы с молодыми лицеистами имели временные границы, но мне кажется, дали бы нам сутки или больше — мы не успели бы все проговорить. Тем не менее, я уверена, польза от мероприятия колоссальная, каждому подростку в умы мы заронили зерно терпимости и принятия «иных» культур. Ну а главное, мы много говорили о смысле жизни.
Один из ребят сказал мне: «Я вижу в вас бунт». Это мне показалось удивительным и интересным: с одной стороны, ислам — это бунт против пороков, невежества и несправедливости в мире. Но с другой стороны, действительно, есть у меня и личный внутренний конфликт, может, пора мне о нем задуматься в серьез?
Эта «Живая библиотека» прошла при участии Центра исследования миграции и этничности, за что отдельное спасибо директору центра Евгению Варшаверу.
К слову сказать, «Живую библиотеку» легко можно организовать в своем городе в любом учреждении, школе или университете. Достаточно пригласить людей разных конфессий, интересов, взглядов или социального статуса, посадить всех в большом зале, подписать их имена и составить описание «Живых книг», чтобы читатели могли вкратце ознакомиться с библиотечным запасом.
Ученики лицея решили, что непременно должны провести еще одну «Живую библиотеку», где книгами могли бы стать их учителя. А ведь и правда, бывает, что мы не можем задать близким людям даже самые простые вопросы, которые помогли бы лучше понять друг друга, — попросту не находим подходящей для этого возможности. Однако такие мероприятия оказываются весьма кстати, они как мосты между разными берегами через бурлящие реки возрастов, характеров, убеждений и верований!
Насима Бокова,
специально для musulmanka.ru