Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

Ум и умма, или роль знаний в современном мире

Часто средство, предписанное для решения конкретной проблемы, оказывается неуместным или недостаточным просто из-за ошибочного диагноза или не корректного анализа. Прежде всего это относится к неразвитости мусульманской уммы, от которой она страдает уже несколько столетий.

Эту «недоразвитость» не облегчает никакое лечение, которое началось еще со времен призыва о помощи Абу Хамида аль-Газали (ум. 1111) в «Тахафут аль-фаласифах» («Непоследовательность философов») и его призыва к исцелению в «Ихья ‘улум аль-Дин» («Возрождение религиозных дисциплин»).

Основная причина неудачи всех этих «оздоровительных процедур» (как диагностики, так и лечения) в том, что акцент делается исключительно на симптомы. То есть все внимание обращено на внешнюю сторону, и совершенно не исследуются фундаментальные причины этой болезни.

Болезнь уммы заключается в недоразвитости, разделении, тирании и угнетении, но помимо этого она страдает от несправедливости, нищеты и невежества. Она постоянно стремится к могуществу, единству и справедливости. Но ни одна из надежд на политическое, экономическое, научно-техническое развитие так и не была реализована, все они остаются лишь иллюзией, миражом.

Все исследователи сходятся на том, что реформы — особенно в системе образования — необходимы: без них не произойдет пробуждение мусульманской нации и не будет выполнена ее миссия. Но, увы, лечатся только симптому, а не причины это удручающей ситуации. Можно ведь построить сотни тысяч школ, но что за учителя будут стоять там у доски? Какова должна быть концепция образовательной реформы?

Если мусульмане не займут смелую позицию, и не вооружатся соответствующими инструментами познания, чтобы определить эти причины, умма и дальше неспособна будет их обнаружить и преодолеть.

Как это случилось?

Возникает важный вопрос: как мусульманская умма, объединяющая одну пятую человеческой расы, то есть более миллиарда человек, и охватывающая территорию от Атлантики до Тихого океана, могла оказаться настолько позади? В чем причина подобного ужасающего отставания?

Единственное возможное объяснение — не эффективность.

Все устремления уммы и ее народов направлены на выживание, причем, с наименьшими усилиями. Это нация без будущего и без амбиций, довольствующаяся производством основных материалов примитивными методами. Тонны металлов и сырья, которые экспортируются за пригоршню долларов, возвращаются в форме электронных и технологических продуктов стоимостью в миллионы долларов.

Все дело в людях: их производительности, способностях и качестве мышления.

Необходимо понимать, что что основной характеристикой постиндустриального общества новое качество капитала. а именно: капиталом становятся знания. При этом знания выступают услугой, а не товаром. В современном высокотехнологичном изделии 80% его себестоимости это интеллектуальная составляющая, связанная с разработкой, и только 20% — материальная составляющая, связанная с изготовлением. С капитализацией знаний ценности материального богатства уступают место ценностям творчества.

Поэтому образование наука это единственные двигатели которые способны помочь умме.Реформаторы справедливо считают улучшение образования одним из самых важных аспектов в строительстве нации. К сожалению, ориентируются они прежде всего на количество, и их реформы оказываются поверхностными.

Несомненно, соответствующее образование и обучение — правильный фундамент для строительства, ибо это две основы динамической человеческой энергии. Без них невозможны ни энергетика, ни производство, ни какие-либо достижения.

С чего начать?

Тут возникает самый важный вопрос: с чего начать? Самый точный ответ — с изменения себя.

Необходимо инвестировать в человека, в образование и творчество. Цель должна быть поставлена не вдогон, а, непременно, с упреждением. Без сомнений, интеллектуальный потенциал у уммы есть, но вот конкурентной экономики уже нет. Идеалом должно стать не выживание или подражание, а самовыражение.

Для начала необходимо заняться реформированием душ мусульман через устранение искажений в их идеологическом видении, культурной мотивации, интеллектуальном подходе, социальной культуре и образовательном дискурсе.

Когда появились эти искажения?

Они начались в век конфликтов при Омейядах, по окончании эпохи Пророка и праведных халифов. Продуктивность исламского образования и подготовки кадров ослабла, процветали фаворитизм и раскольничество, начали проявляться пережитки темных доисламских культур. В результате ученые, которые стремились сохранить модель, воплощенную в эпоху Пророка, были в конечном итоге изолированы от правительства, политики и общественной жизни.

Отчуждение и изоляция ученых, хранителей исламских идеалов, которые, являются движущей силой уммы, привело к ужасным последствиям: искажению культурной и идеологической концепции, уничтожению национальных руководящих институтов и образовательного будущего уммы и упадку в образовании.

Этим общим искажением, вызванным отчуждением элиты (то есть ученых), объясняется та пассивность, которая доминировала в жизни, самоопределении, целях и коллективных функциях уммы.

Уединение и научная изоляция, окружавшая ученых мужей и исламскую модель, привела к появлению одномерного видения, из-за которого человеческие знания и опыт, а также социальные изменения, отступили на задний план.

Что делать?

Каково же положение высшего образования в проекте исламской культурной реформы? Как оживить его и заставить играть положенную роль: распространения знаний, создания новых отраслей знания, и обучения персонала, необходимого для удовлетворения нынешних и будущих потребностей уммы?

Мусульманская умма не сможет занять достойное место в современном мире, если высшее образование не подвергнется обновлению и реформированию в рамках образовательной и учебной системы, и не будут исцелены ее недуги.

Первый из них — это подражание и копирование. Большинство систем высшего образования и философий в мусульманских странах носят западный характер, чуждый сознанию и культурным целям уммы. Основанные на имитации и дублировании, эти системы не принимают во внимание особенности исламской цивилизации, отправные точки и ценности.

Второй недуг — это искажение целостного исламского видения, вкупе с заблуждениями, суевериями и шарлатанством, проникшими в культуру мусульман.

Образовательная рреформа должна начинаться с корней, удаляя все искажения, от которых они страдают. Она должна начинаться с исламизации знаний, на прочной основе. Это требует реформирования подхода к знаниям и интеграции их божественных и человеческих источников.

В 1956 году Малайзия стала независимой и приступила к построению нового государства. Малайзийское руководство признало роль ислама в стимулировании энергетический потенциал мусульманского населения. Под влиянием Первой конференции по исламскому образованию, состоявшейся в Мекке в 1977 году, в Куала-Лумпуре в 1984 был основан Международный исламский университет МИУМ), в соответствии с международным договором Организации Исламская конференция. По замыслу этой организации, он должен стать частью системы международных исламских университетов, учебные программы которых будут основываться на исламской культуре.

Система обучения в МИУМ основывается на особой научной и образовательной программе. Учебный план отвечает цели исламизации знаний, исправления интеллектуальных и методологических искажений, создания механизмов культурного обогащения, и перестройки целых поколений мусульманской уммы в психологическом и педагогическом плане.

Краеугольным камнем академической системы этого университета является двойная специализация. Каждый студент, специализирующийся в области изучения ислама, должен выбрать родственную специализацию в одной из гуманитарных наук, и наоборот. Студенты, готовые учиться на один год дольше, могут сдать дополнительные экзамены, и получить сразу два высших образования — в исламских исследованиях и в изначально выбранной гуманитарной сфере.

Система МИУМ оказалась успешной по нескольким причинам.

Самое главное — это большое количество выпускников университета, стремящихся здесь же закончить аспирантуру. Кроме того, созданная его преподавателями программа изучения арабского языка как иностранного считается лучшей в этой области.

По каждой дисциплине разработаны курсы, преподаваемые с исламской точки зрения. Они охватывают весь учебный план, который проходят студенты того же уровня в светских вузах, но с добавлением критической исламской оценки. Такой подход значительно обогащает учебные дисциплины.

За недолгое время существования МИУМ его студенты продемонстрировали лучшие возможности, чем их коллеги, закончившие более известные университеты. Они побеждали в культурных и спортивных состязаниях, причем не только в Малайзии, но и на восточно-азиатском и мировом уровне.

Ясно, что масштабы проекта исламизации знаний и ту роль, которую он должен сыграть в реформировании высших учебных заведений необходимо популяризовать, чтобы изменить интеллектуальную и образовательную жизнь уммы.

Если сравнить научные и научно-образовательные исследования, предлагаемые развитыми странами и их мыслителями, с тем, что предлагают мыслители исламского мира, мы поймем один из секретов отсталости уммы. Ей не хватает цивилизационного устремления.

Кроме того, мы пренебрегаем подготовкой мусульманских интеллектуалов и профессионалов, хотя бы с использованием того немногого, что имеется в исламской культуре и образовании. Это объясняется отсутствием интереса к системе высшего образования, которое могло бы создать эффективную исламскую культуру, оживить ученость и знания, и подготовить лидеров и профессионалов для удовлетворения потребностей уммы и исправления тех искажений, которые поражают ее мысль, культуру и образовательные программы, не позволяя мусульманскому сознанию реализовать свой потенциал.

Реформа образования, обогащение культуры и педагогическое образование родителей являются наиболее важными областями исламской цивилизационной реформы, над реализацией которой трудится Международный институт исламской мысли. Его усилия сосредоточены на разработке и экспериментальной проверке модели, которая воплощает его концепции и принципы, доказывая их обоснованность через успешную реализацию возможностей молодых мусульман и активизацию их скрытых способностей.

Международный исламский университет в Малайзии служит экспериментом по возрождению высшего образования на благо уммы. Можно надеяться, что при нынешних условиях в Юго-Восточной Азии этот университет сможет и дальше выполнять свою миссию, являя пример для попыток других служить умме через возрождение высшего образования и реформирование ее основ.

Когда это будет достигнуто, высшее образование сможет использовать потенциал уммы, стимулировать ее лидеров, образовательные и профессиональные кадры, чтобы служить человеческой цивилизации и направлять ее ход.

Президент Международного института исламской мысли, бывший ректор Международного исламского университета Малайзии Абдульхамид Абу Сулейман.

МЕДИНА

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.