Добро пожаловать в наш потрясающий журнал

«БЛАГОЧЕСТИВЫЕ» СЕСТРЫ. ПОЧЕМУ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДАЕТСЯ ТЯЖЕЛО

Женские мусульманские организации функционируют по всему исламскому миру. Они занимаются обучением сестер, благотворительностью, организацией уроков по Исламу, помощью вдовам и нуждающимся. В России тоже появилось немало женских мусульманских клубов по интересам, проводятся семинары, тренинги. Однако многие мусульманки отмечают, что наведение мостов с другими сестрами нередко идет тяжело. Многие мусульманки замыкаются в себе и не идут на контакт. Интересно, почему?

Казалось бы, в неисламском социуме, во многом не понимающем и не принимающем исламский образ жизни, мусульманки в хиджабах должны тянуться друг к другу просто органически. Но очень часто мы видим, как та или иная сестра порывает с этим женским кругом и сосредотачивается сугубо на муже, на детях, на своей семье, на коллегах по работе. Это вызывает недоумение, и даже больше – осуждение. Мол, что это она противопоставляет себя коллективу? В таком шаге всегда усматривается высокомерие и претензия на особость. Но ничего не бывает просто так.

Сторонний наблюдатель, наверное, представляет себе дело таким образом, что, собравшись, девушки в хиджабах начинают со знанием дела разговаривать об аятах, хадисах, фетвах и проблемах уммы. Не будем возводить напраслину и отметим, что такое действительно имеет место быть. Но с большим упоением, чем религиозные вопросы, женщины все-таки всегда обсуждают личную жизнь. И добро бы только свою, но чаще, увы, чужую. В том числе и за глаза.

«Это же гайбат (злословие)!» – возмутитесь вы. Нет, они так не считают, потому что проблемы других сестер обсуждают вроде как с сугубо положительной интонацией, как бы жалея. Мол, бедняжка, такая соблюдающая, такая красивая, а вот не складывается личная жизнь. Или не может родить – ой, интересно, а почему? А давайте-ка обсудим! Тема на ближайшие три часа найдена.

Никях общего и строгого режима

Зарисовка из жизни: на ифтар в месяц Рамадан собрался огромный «сестричник». О чем поговорить во время разговения? Конечно, надо всем познакомиться, ведь женщин так много, не все друг друга знают. Все начинают представляться. Нет, никого же не интересуют чьи-то достижения, профессия, образование, жизненные цели, убеждения, в конце концов, и так далее – самоидентификация идет сугубо через возраст и матримониальный статус. Веселый разговор «благочестивых» сестер напоминает «терки за жизнь» уголовников со стажем.

«Мне 25 лет, я замужем. У меня это уже вторая ходка».

«Э, всего вторая! Ну, я-то тебя постарше, мне уже за 40. У меня двое детей и уже четвертая ходка!»

«Сестры, мне 30, у меня третья ходка. Ха-ха-ха!»

Ей-богу, я это не придумала. Тут стоит отметить: я ни разу не ханжа и считаю, что все, что укладывается в рамки дозволенного Шариатом, – личное дело человека. В том числе и сколько раз человек был в браке. Потому что, как говорила моя школьная учительница химии, «люди сейчас бывают немножечко всякие», и на горизонте личной жизни мусульманок часто появляются такие персонажи, что хоть стой, хоть падай, хоть плачь, но жить с ними нельзя, а распознать это до никяха часто проблематично. А иногда все прекрасно, но в силу досадных внешних обстоятельств продолжение брака невозможно технически.

Проблема в другом: кроме своих ходок они ни о чем ином не говорили. Разве что, надо отдать им должное, пара человек почитала Коран, и весьма красиво. Но это была рекламная пауза во время программы «Давай поженимся».

Девушкам нельзя отказать в чувстве юмора и умении посмеяться над своими обстоятельствами: увы и ах, но в силу распространения зашкаливающего фанатизма и начетничества среди мужей многие никяхи иначе, чем ходками (на зону), и не назовешь. Сугубо иманистые мужья с картинными бородами и четками соревнуются в том, что бы еще запретить своим женам. На обучающие курсы ходить – харам (женщине нельзя слишком блистать умом!), в кафе – харам (там сестры слишком развратные собираются, их мужья совсем распустили!), на собрания в мечети – харам (там за шторкой посторонние мужчины – ужас, это почти зина!), в салон красоты и на фитнес – харам (там тайно процветает разврат!), к косметологу – харам (изменение внешности – ширк!), нормы Шариата и Коран изучать – харам (а то будет слишком хорошо знать свои права и начнет их качать). Работать тоже харам, разумеется, но если муж слишком занят дааватом (призывом) в мечети и у него не остается времени на заботы презренной дунии, тогда работать можно, ведь это вынужденная необходимость – надо же содержать великого глашатая истины, без которого Ислам не устоит. Но это, так сказать, уже никях общего режима, не строгого.

А ведь бывает еще и вариант карцера: один новообратившийся русский автостопщик, гоняя на перекладных по Афганистану, настолько проникся мудростью пуштунских адатов, что напялил на свою русскую жену афганскую паранджу, а поскольку по Москве в ней пройтись удалось максимум до первого мента, он ее и вовсе посадил дома в однокомнатной квартире за шторкой. Безвылазно она сидела лет пять, причем даже дома она должна была ходить в хиджабе. Был эпизод, когда у этой женщины умер котенок, и она позвонила мужу, бывшему в отъезде, и робко спросила его, можно ли котенка похоронить во дворе ночью, когда никто не видит. Он строго отрезал, что нет – пусть в форточку выкинет, а он похоронит, когда вернется (через несколько дней). К слову, у персонажа была и вторая жена, причем жившая в той же квартире, и она сбежала, что не удивительно. Как говорится, «откинулась по УДО». Теперь, наверное, рассказывает другим мусульманкам про такую незабываемую ходку.

Не поймите меня неправильно: брак, когда отношения супругов действительно строятся на основе Сунны, коранического принципа любви и взаимной благосклонности – это одно из самых больших благословений, которое Аллах может послать двум мусульманам. Но из-за ползучей салафизации (и даже больше такфиризации) многие никяхи превратились для женщин вот в такие ходки, в зону, с которой любой человек хочет только сбежать. И вряд ли стоит осуждать за это естественное стремление. К слову, полярная, но столь же распространенная проблема – это несоблюдающие мужья, которых дико раздражают излишние, по их мнению, телодвижения жены на ниве практики норм Шариата. Тоже, наряду с полным отказом в содержании, очень распространенная причина множественных ходок, но мы не будем углубляться в эту тему, ибо она слишком огромна.

Бабский треп, бессмысленный и беспощадный

Многие «благочестивые» семейные сестры дают уроки на дому. Они преподают Коран, немного – фикх. Само по себе это, конечно, похвально. Проблема лишь в том, что женщины – не мужчины, им сложно сосредоточиться на чем-то нудном, когда вокруг столько всего вызывающего более живой интерес. А что может больше щекотать женское любопытство, чем сложные перипетии личной жизни других мусульманок?

Десять-пятнадцать минут Корана – нужен час на перерыв. О чем могут говорить «исключительно праведные» сестры? Разумеется, о других мусульманках, общих знакомых и близких подругах: надо же порадеть за их сложную судьбу за чаем с печеньками.

Попробуем воспроизвести стандартный разговор, который, в отличие от беседы о харфах и огласовках, характеризуется куда большей живостью звучания и богатством эмоций и интонаций:

«- N.-то, слышала, родила! Только порвалась вся, ужас! Разрывы второй степени, это не обойдется без последствий!

— Кричала, а вот потому и порвалась. Надо не орать, а дышать и тужиться! Я вот когда рожала, ни одного разрыва не было, потому что гимнастику специальную делала. И на курсы для беременных ходила.

— Это потому, что в роддомах стимулируют роды. Рожать в больнице – не по Сунне, астагфиру-Ллах! Я рожала всех троих дома и все протирала маслом черного тмина – так любой самый ужасный разрыв затянется за полдня!

— А M. уже третий год замужем, а детей все нет.

— Это потому, что она предохраняется!

— Ужас, и не боится предохраняться! Первородкам нельзя предохраняться, потом детей не будет! 22 года, а еще до сих пор не родила! О чем они с мужем думают? Все учатся, учатся, как будто эта учеба поможет ей стать хорошей женой… Дети – это Сунна!

— А S. 25 лет, а она вообще ни разу не была замужем!

— Да ну! Она Ислам-то приняла совсем молодой! Она часом не девственница ли?

— Девственница! И у нее из-за этого очень болезненные месячные, кровь полноценно не выходит. Видели, когда она не читает намаз, как она сидит, скрючившись?

— Ее надо срочно отдать замуж! Вот есть хороший брат… Грузчик в магазине халяльного мяса. А то больно она разборчивая со своими двумя дипломами о высшем образовании…

— Вот-вот, образование для женщины – фитна.

— Аузуби-Ллях, так старой девой и останется!

— Главное, и врач посмотреть-то нормально не может, определить, почему во время месячных живот так болит… Только бы не онкология.

— Да ладно вам! Это еще что! R. ее ровесница, а уже второй талак!

— Да ну! Опять?

— Говорят, ее предпоследний муж сильно уж гулял. И столько ей всего принес! Она так долго лечилась. Потому и попросила талак. Он так расстроился, просил прощения…

— Да ладно! Такой джахиль был, зина делал? Астагфиру-Ллах! А с новым-то что?

— Да ничего! Они сильно поругались, потому что он захотел взять вторую жену и в гневе ей три раза прокричал: «Ты разведена!»

— Ужас, астагфиру-Ллах! У них же маленький ребеночек, а теперь они друг для друга харам! Безотзывный развод!

— Нет, не харам! Надо смотреть намерение, с каким он это сказал! Он точно хотел развестись?

— Это если иносказательными словами, тогда надо смотреть намерение! А явный талак вступает в силу и без намерения! Ей это имам мечети сказал!

— Три талака за один раз вообще давать нельзя! Это нововведение, бидъа и харам!

— Харам, но все равно тройной талак ушел! Бедная, бедная R.!

— В гневе не считается!

— По ханафитскому мазхабу все считается!

— А она ханафи?

— Мазхабы – бидъа!

— А еще свидетели нужны!

— Нет, не нужны! По четырем мазхабам Ахл ас-Сунна не нужны!

— Это что ж теперь, уже третий никях нужно будет делать…

— Можно к бывшему мужу вернуться, а то третий мужчина – это уже ни в какие ворота. А потом, если с ним талак снова сделать, те три развода аннулируются, можно снова никях читать…

— Нельзя делать никях с намерением развода! Это прелюбодеяние!

— Нет, это никях мисъяр! Сподвижники его делали!

— Это разве что к тому джахилю, который гуляет, возвращаться… Опять полный букет венерических заболеваний. У нее и так было такое… Она мне по аманату рассказывала. Только никому, слышите? Она мне как сестре в Исламе сказала… Все, после этого точно больше детей не будет…

— Да она сама во всем виновата! Вы видели ее фото в соцсетях? Астагфиру-Ллах! Замужняя мусульманка, а на аватарке в бордовом хиджабе. Сколько братьев в фитну впадает, глядя на нее. Вы можете представить себе Аишу, мать правоверных, в красном хиджабе на фото в Инстаграме?! Вот поэтому ей муж в гневе развод дал! И правильно сделал!

— Фото и изображения – ширк!

— А я мечтаю уехать в Саудию и там носить никаб. Я в платье и платке как голая тут себя чувствую. Выставить фото – астагфиру-Ллах! Последние времена!

— У мусульманки должен быть только один муж и на всю жизнь! В нашем роду и нашем селе с этим строго, никто не засватает! Кто ее теперь после двух талаков-то возьмет, да еще с ребенком?

— Только если второй или третьей женой…

— Я ни за что не пойду второй или третьей женой, я себя уважаю!

— А кто еще может взять разведенную с ребенком, которая носит красный хиджаб? Только старый и женатый! Астагфиру-Ллах!»

Как мы видим, если тут и обсуждается фикх, то в весьма специфическом и сугубо утилитарном ключе… Увы, но реалии таковы, что женская мусульманская среда – это информационная помойка, в которую из якобы добрых побуждений сестры сливают про ближайших подруг всю их подноготную, которую по-хорошему должен знать только врач-гинеколог или шариатский судья (представитель ученого), выносивший вердикт о ее семейном статусе. Но тут иная психология: все мы сестры, а значит, что твое, то наше. Стоит кому-то рассказать что-то по аманату, как об этом очень скоро начнет щебетать весь огромный сестринский коллектив, передавая эту информацию, как по испорченному телефону. Отказ делиться подробностями личной жизни воспринимается как недоверие и высокомерие: такая мусульманка обычно не приживается в кругу «благочестивых» сестер и становится в нем белой вороной. Соответственно, теряя интерес к этому кругу общения. А интерес к этой женщине не утихает: как же, что-то скрывает! Значит, что-то не очень хорошее! За спиной этой мусульманке начинает виться целая череда сплетен и домыслов.

Помимо того что в этом кругу дискомфортно, в нем еще и смертельно скучно. Подозреваю, что скучно с ними в первую очередь и мужьям этих счастливых жен и матерей, выбравших путь семьи, замужества. Потом эти женщины удивляются и возмущаются, откуда у их мужей берутся вторые жены. А все очень просто: мужчине нужен кто-то, с кем будет интересно и можно будет обсудить что-то, помимо покупки пылесоса и «Доместоса». Да, конечно, то, что жена перестала удовлетворять эстетические и сексуальные потребности мужа, тоже немаловажный фактор. Но женщины ошибаются, думая, что он первичный. Когда мужа начинает вытеснять беспрецедентных масштабов теплые компании праведных сестер, щебечущих про чужие никяхи и талаки, когда интересы жены начинают сводиться к сериалам и обсуждению фаз родов, когда жена перестает следить за собой, процесс отдаления неизбежен.

Путь только один – работать над собой, повышать уровень своего интеллекта и кругозора, чтобы быть для мужчины интересной личностью. И конечно, не забывать про уход за собой и внешнюю привлекательность. Но только это сложный путь. А проще идти по пути меньшего сопротивления, развивая теории о том, что интеллект женщине совершенно не нужен, да и образование в общем-то тоже, что это все-де вредит иману и семейному счастью. Важный фактор тут еще и банальная зависть к тем женщинам, которые добились чего-то большего. Вместо того чтобы тянуться за ними, им начинают неистово, люто, исступленно завидовать, доказывая себе и окружающим, что Ислам и самореализация, Ислам и общественная деятельность несовместимы, выискивая доказательства якобы имеющего место быть лицемерия (нифак) ненавистного женского персонажа вроде красных платков на голове и фото на обложках журналов.

В заключение хочу напомнить об одной женщине-мусульманке, которая в свое время создала фонд помощи детям-сиротам и онкобольным. В свое время она работала репортером в горячих точках и по обывательским меркам стала матерью достаточно поздно, а до этого проделала грандиозный труд по запуску в жизнь данной организации, несомненно приносящей пользу. В России этот фонд и эта женщина известны всем мусульманам. Удивительно, но ей удалось сплотить огромное количество мусульманок вокруг данного проекта. И все заработало. Когда-то давно доводилось быть на их собраниях, и я ни разу не слышала там бабских разговоров. Когда объединение идет вокруг Дела, а не вокруг посиделок и обсуждения знакомых, оно происходит легко, как по маслу.

Возможно, если другие мусульманки возьмут эту модель за некий образец, их сближение тоже не заставит себя ждать. Ин-ша’Аллах!

Текст: Анастасия (Фатима) Ежова

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.