Ты усердствуй в сохранении глаз, и да поможет Аллах нам всем, ибо это является причиной всех бед и смут. Мы расскажем три основы, которые будут достаточны для пояснения этого важного вопроса:
первая основа – это Слово Всевышнего Аллаха:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
(смысл): «Ты скажи верующим, о Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чтобы они не взирали на то, что им не разрешается смотреть и берегли свой а’врат(1) от совершения запретного. Это лучше для них. Поистине, Всевышний Аллах ведает об их деяниях, и Он воздаст им в соответствии их деяний». (Коран 24:30.)
Я размышлял над этим аятом и нашёл в нём три смысла, имеющие большую ценность: обучение адабу(2), побуждение к благому и предупреждение.
Что касается обучения этике, то это:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ
(смысл) «Ты скажи верующим, о Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чтобы они не взирали на то, что им не разрешается смотреть…».
Раб должен следовать повелениям своего хозяина и соблюдать этические нормы, которым он обучает, а иначе хозяин прогонит его подальше и не разрешит ему сидеть рядом с собой и присутствовать на своём маджлисе(3). Постарайся вникнуть в суть сказанного, это очень важно!
Что касается побуждения благому, то оно заключается в Слове Аллаха:
ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ
(смысл): «Это лучше для них…».
В этом аяте есть два смысла: первый смысл – «это является для них более очищающим сердца», второй – «в этом для них есть большое благо, совершенство».
Всевышний Аллах в этом аяте побуждает рабов на то, что в сохранении глаз кроется чистота сердца, увеличение благих деяний и поклонения. Если ты не потупишь взор и опустишь уздечку глаз – то взгляд будет попадать на лишнее, и на то, что тебя не касается, и даже на запретное. А если ты специально посмотришь на запретное, то это является совершением большого греха. Сердце твоё будет связано с запретным, все твои мысли будут только об этом, и тогда ты погибнешь, если только Аллах не смилуется над тобой.
Передано: «Раб посмотрит на запретное, и этот взгляд изменит его сердце, подобно тому, как дубление изменяет шкуру(4)».
Если даже то, на что ты посмотрел, является разрешенным, увиденное оставляет след в сердце. По этой причине в сердце приходят всякие ненужные мысли(5). Если даже такие мысли не придут в сердце, все-таки ты будешь занят размышлением над увиденным, и это отвлечет тебя от поклонения. А если бы ты не посмотрел на это, то ты чувствовал бы спокойствие, и сердце было бы в покое от всего этого.
Очень мудро сказал тот человек: «Если ты направишь взор на всё, что желает сердце твоё – увиденное утомит тебя. Ты не сможешь овладеть всем тем, что увидел. И также не сможешь проявить терпение и довольствоваться одной частью того, чем ты овладел. Смотри, остерегайся желаний, которые легко проникают в сердце, но удалить их из сердца очень тяжело».
Поэтому, если ты сохранишь глаза от бесполезного и того, что тебя не касается, ты будешь чувствовать удовлетворённость жизнью, сердце твоё будет пребывать в спокойствии, оно будет сохранено от лишних мыслей, ты сохранишься от грехов и преумножишь благие деяния. Ты размышляй над сказанным, это очень важно! Пусть помощь Аллаха всегда сопутствует нам, Амин!
Что же касается предупреждения, то оно заключается в Слове Всевышнего Аллаха:
إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
(смысл): «Поистине, Всевышний Аллах ведает об их деяниях, и Он воздаст им соответственно их деяниям».
Богобоязненному человеку, знающему, что ему предстоит в Судный день предстать перед Всевышним Аллахом, в этом аяте есть достаточное предупреждение, угроза о наказании, если он нарушит законы Аллаха.
Вторая основа – это хадис Пророка (мир ему и благословение): «Взгляд на прелести чужой женщины – это ядовитая стрела из стрел сатаны. Тому, кто будет остерегаться этого, Всевышний Аллах даст вкусить сладость поклонения, радующая его».
Поистине, чувство сладости от поклонения и наслаждение мунажата со Всевышним Аллахом в сердцах истинных поклоняющихся занимает особое место. Действительно, они испытали это чувство, ибо, когда раб сохраняет свой взор от ненужного и того, что его не касается – он находит в поклонении наслаждение, а в следовании повелений Аллаха – сладость, и в сердце своём – чистоту, которой не было до этого.
Третья основа – ты должен подумать о своих органах тела: для чего они созданы и что разрешено им делать. В соответствии этого тебе следует их использовать и сохранять от того, что им запрещено делать.
Ноги следует сохранять от хождения по греховным делам, чтобы они удостоились хождению по Райским садам и дворцам, руки следует сохранять от протягивания к греховному, чтобы они поднимали бокалы с Райскими напитками и срывали плоды садов Рая. Что касается глаз – они созданы для того, чтобы они смотрели в Раю на Господа миров Всевышнего Аллаха. Нет в обоих мирах более великого счастья и достоинства, чем это! Поэтому следует беречь от недостойного, оказывать почтение и ценить глаза, которых ожидает это великое благо!
Если ты хорошо поразмыслишь о сказанном, этого тебе будет достаточно для понимания сути этой главы.