В основе этой простой, трогательной истории — реальный случай, произошедший с режиссером, когда он работал туристическим агентом.
Немолодые индийские мусульмане Абу и Айшу всю жизнь прожили в родной деревне, не повидав ни дальних стран, ни морей, ни гор, ни небоскребов, ни роскошных курортов.
Главное стремление в их жизни — хадж, о котором они говорят с благоговением и слезами на глазах, мечтая умереть на священной земле Ислама.
Но героям приходится пожертвовать своей мечтой ради соблюдения исламских моральных принципов…
Салим Ахмед переносит нас в непривычный мир, заставляя задуматься о том, в каких условиях живут множество людей на планете.
Жилище Абу и Айшу — хижина в тропическом лесу, но это вовсе не роскошная вилла на берегу ярко-бирюзового океана из туристического справочника. В хижине — никаких благ цивилизации, воду приходится греть по старинке, во дворе мычат коровы, комнатка обставлена с максимальным аскетизмом.
Лишь на склоне лет Абу и Айшу получают паспорта. Деньги на хадж собирались всю жизнь, проблема финансов — одна из самых болезненных для жителей этой бедной деревушки. К тому же там живут удивительно чистые, добрые люди, для которых братская любовь и взаимопомощь — не набор красивых слов.
Супруги Абу и Айшу честны, порядочны, обладают достоинством, боятся совершить малейший грех. Их любят соседи. Но их сердца гложет невыносимая боль: единственный сын бросил их, отправившись на поиски лучшей жизни в Дубаи, и не желает знать, стесняясь «таких родителей».
«Некоторых детей родители растят с любовью. Но когда те вырастают, становится ясно, что нутро у них пустое», — с горечью констатирует Абу, сын Адама — отец, сын человека.
Мучимая одиночеством, Айшу часто разговаривает с коровами и плачет, когда их приходится продать. Однако денег на хадж все равно не хватает. Но супруги отказываются от помощи: хадж принимается лишь от тех, кто заработал на него честно, кровью и потом…
Поразительно! Наслаждаясь благами цивилизации, люди часто оправдывают собственную нечистоплотность (подлость, обман, финансовые аферы, использование кредитов и процентов) тем, что нынче «жизнь сложная», стремясь при этом к излишествам.
А герои фильма, живущие в крайней нужде и жаждущие приблизиться к Аллаху, отказываются даже от дозволенной помощи, воспринимая это как «нечестно заработанные деньги», и считают грехом то, что спилили дерево!
Фильм был номинирован на «Оскар» и участвовал в программе 34-го ММКФ.
Фатима Мусина,
Опубликовано в журнале «Мусульманка», № 2(17), 2013