Читающие родители любят воспитывать детей по книжкам. Прочитают одну — и берут на вооружение. Потом другую — и оттуда что-нибудь почерпнут. А дальше начинается паника: книжек много, и у многих наступает сумбур и смятение. В одних пишут одно, в других — совсем другое, а вы, оказывается, вообще всё делаете не так.
1. Не принимайте книжки слишком всерьез
Можно воспитывать совершенно без книжек, и никто от этого не помрет. И даже не вырастет бедненьким. Да, будет сделано какое-то количество ошибок. Но книжки не очень-то помогают их не совершать. Да, там написано что-то умное. Но и много разных глупостей тоже. Короче, лучше относиться к литературе по воспитанию как к факультативной. Интересно читать? Находим что-то полезное? О’кей.
2. Если вы читаете, и вам стыдно — эту книгу читать не надо
Стыд могут вызвать любые, даже самые прекрасные и правильные утверждения. Все мы, родители, имеем свои слабые места. И если автор рассуждает именно о моем слабом месте, то даже самые невинные фразы трансформируются в мозгу в «безапелляционные утверждения» и вызывают стыд. Вот самые популярные стыдилки.
Садик раньше трех лет не полезен
«Мы нанесли полуторагодовалому ребенку непоправимую душевную травму, отдав его в сад, но ведь нам надо зарабатывать»
Хорошо, когда папа принимает участие в воспитании
«Конечно, я дура — рожать от человека, который не хотел ребенка».
Кормить грудью лучше, чем смесью
«У меня не получилось, я не настоящая мать».
А вот лично мои: «Сон очень важен для полноценного развития детей» (нет, ну, а что делать, если ребенок не спит, и всё тут?). «Лучше, если приемный ребенок младше всех кровных» (а моя — старше старшего кровного на две недели!). Вроде все это чистая правда, но, когда я пишу эти фразы, меня так и тянет оправдываться. А значит — они написаны не для меня.
3. Читайте внимательно, смотрите на первоисточники
Часто неофиты какой-либо педагогической теории так перегибают палку, что получается нечто совершенно противоположное. Например, сторонница теории привязанности Ньюфельда жалуется, что «она всегда уважала все желания ребенка, и он вырос избалованным». Хотя сам Ньюфельд справедливо указал бы ей на то, что «всегда и все» желания ребенка уважать не полезно, а вредно. Читаем оригиналы, а не слушаем «напетое форумами». Стараемся понять, что в точности имел в виду автор системы. Тогда становится ясно, например, что Монтессори — не «строгая воспитательница с абстрактными игрушками против сказок, у которой вырастают маленькие роботы», а вполне тёплая и живая создательница работающей концепции развивающей среды.
4. Практика важнее теории
Вроде бы это совершенно понятно, мы все умные люди и умеем делить написанное на три. Но откуда же тогда берутся адепты и фанаты Ньюфельда, Петрановской, Гиппенрейтер, да кого угодно? Они берутся из нас. Потому что, если у нас волшебным образом все сработало, нас тянет делиться и благодетельствовать человечество. А ведь на самом деле универсальных рецептов нет. В деле воспитания главное — практика, а не принципы. Что сработало у меня, необязательно сработает везде и всегда.
5. Помните, что все меняется
Воспитание детей — процесс очень социальный. Садики появились, когда мамам пришлось или захотелось работать. Ценность детской души, учет мнения ребенка вышли на первый план только тогда, когда в Европе и Америке поутихла борьба за выживание и уменьшилась детская смертность.
6. Не кидайтесь из стороны в сторону
В воспитании детей важна последовательность. (Если на этом месте вам стало стыдно, можете не дочитывать. Смайл). Например, ребенок не хочет делать уроки. Родитель читает Катерину Мурашову и пытается приучить его к самостоятельности, позволяя хватать двойки. Потом он читает про Саммерхил, понимает, что школа — зло, а ребенок бедненький, забирает его оттуда и ждет, пока в ребенке пробудится мотивация. Потом вдруг разочаровывается во всех педагогических теориях или читает что-нибудь консервативное, дедовское, тащит ребенка в школу обратно и принимается его за двойки пороть. Так делать не надо.
7. Умейте прощать автора
Педиатр Комаровский ничего не понимает в кормлении грудью, а рассуждать об этом берется. Но это не значит, что он полный идиот. Просто у него есть свои слабости. Зато, как только дело касается непосредственно педиатрии, Комаровский становится нам полезен. Поэтому читать его надо выборочно: прислушаемся к доводам о пользе прививок, прогулок на свежем воздухе и рекомендациям по лечению ОРВИ. Если не пытаться заглядывать автору в рот, то полезные вещи можно извлечь буквально откуда угодно. И тогда нам не будет мешать тот факт, что автор иногда несет, на наш взгляд, чудовищный бред, не совпадающий с нашими собственной картиной мира.