Начало_статьи http://musulmanka.su
Секцию по исламской психологии и педагогике на Чтениях памяти Марджани вела известный этнопсихолог Ольга (Алия) Павлова, доцент МГППУ, председатель правления Ассоциации психологической помощи мусульманам. В перерыве я обратилась к ней с вопросом:
– Отличаются ли психологические проблемы мусульман от психологических проблем других людей? Есть ли специфика?
– Конечно, с одной стороны, у мусульман встречаются все те же самые проблемы, что и у обычного человека. С другой стороны, есть специфические проблемы, которые необходимо решать, учитывая религиозное мировоззрение человека, особенности исповедуемой им религии. И, кроме того, именно исламская психология позволяет задействовать религиозный фактор – фактор веры, духовности, в работе над психологическими проблемами и в установлении психологической устойчивости личности.
– Существует ли система психологической помощи мусульманам в России?
– Система психологической помощи мусульманам в России сейчас складывается. Вот наша Ассоциация существует уже второй год и мы стараемся как раз институциализировать самое понятие «исламской психологии» и консультирование мусульман. Мы стараемся знакомиться с опытом наших зарубежных коллег, потому что во всем мире существует множество различных организаций, которые занимаются психологической помощью мусульманам – это и Международная ассоциация исламской психологии, и Международная ассоциация мусульманских психологов, и в каждой стране сейчас практически есть ассоциации исламской психологии или психологической помощи мусульманам. И мы занимаемся переводами литературы, знакомимся с опытом тех клиник, в которых оказывают помощь на основе исламской психологии, и выстраиваем свою систему. У нас достаточно много уже в России специалистов, которые работают в этой парадигме. Но они все работают в разных подходах, у них существуют свои представления. И вот сейчас как раз стараемся аккумулировать наш опыт, обмениваться опытом. Для этого проводим различные курсы, семинары, вебинары – чтобы повысить образованность самих психологов и усовершенствовать систему помощи мусульманам.
Ольга (Алия) Павлова
– У вас там занимаются только мусульмане или представители разных конфессий?
– Нет, во-первых, у нас членами Ассоциации являются не только мусульмане, но и люди любой другой конфессии, которые по своему роду деятельности тоже оказывают психологическую помощь мусульманам. В России же мусульмане и люди другого вероисповедания живут рядом в разных местах, на разных территориях. И поэтому сейчас, с учетом миграции, никто не может сказать о том, что ему не придется когда-либо консультировать мусульманина, пришедшего со своей проблемой – семейной, например. Поэтому мы активно сотрудничаем со светскими психологами, с христианскими психологами. И недавно провели Круглый стол в рамках Форума «Ислам в мультикультурном мире» в г. Казани. И мы прекрасно обменялись мнениями, методиками и проблемами с нашими христианскими коллегами – с Борисом Сергеевичем Братусем и его коллегами, которые занимаются этими вопросами.
– Спасибо. С удовольствием побываю сегодня на вашей секции.
– Будем рады вас видеть!
Иосиф Дискин
Одним из участников Чтений имени Шигабутдина Марджани в Москве был председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, доктор экономических наук Иосиф Дискин. Он считает, что межрелигиозный диалог, к которому призывал в своем учении великий татарский мыслитель, чрезвычайно актуален в условиях глобализации:
– Сегодня глобальное развитие идет под влиянием того, что мы сталкиваемся с мощным движением, которое я бы назвал «псевдолиберальная гражданская религия». Многое из того, что происходит во внутренней политике США, мировой политике, обусловлено тем, что глобалистские элиты исповедуют эту гражданскую религию и ведут религиозную войну со всеми остальными. И вот противостоит этому движению другая линия глобализации. В свое время еще в Мюнхене в 2007 году наш национальный лидер В. В. Путин говорил о том, что нам необходим многополярный мир, опирающийся на национальные интересы и свято чтящий религиозные ценности всех. Почему? Потому что прежняя линия глобализации неизбежно порождала внутренние конфликты: глобалистские элиты сталкивались с национальными элитами, с широкими народными массами, которые не готовы были расставаться со своими народными ценностями, со своими религиями. И это раз за разом порождало внутренние конфликты и гражданские войны. Нам наши оппоненты, а зачастую и враги, говорят: «Многополярный мир невозможен, потому что невозможно установить правила миропорядка без единой религии». Но участие России, Ирана и Турции в Сирии показало, что опора на национальные интересы и учет традиций позволяют выработать решения, которые снизили уже в разы конфликт в Сирии, военные потери и вообще потери граждан, и страдания людей снизились в сотни раз. Это все доказывает, что многополярный мир возможен. И для этого необходимо нам всем сплотиться, чтобы создавать нравственные основы нового многополярного мира. Для этого нужен межрелигиозный диалог, межнациональный диалог и широкое участие гражданского общества в наших странах.
Материал подготовила АИДА СОБОЛЕВА