В наши дни вокруг модной индустрии очень много шумихи. Избыточность, откровенно сексуальная реклама, гуманитарные проблемы и проблема отходов, судебные иски — список все растет.
Гиганты индустрии тратят миллионы долларов на глобальные пиар-кампании, заходят так далеко, что выпускают «сознательные коллекции» и жертвуют вырученные деньги на нужды общества. Но, несмотря на все эти усилия, реальность такова: модная индустрия — одна из самых грязных отраслей в мире. Вот факты, которые она от вас скрывает:
1. Модная индустрия существует для того, чтобы вы чувствовали себя не в тренде уже через неделю.
Когда-то было всего два сезона моды: «весна — лето» и «осень — зима». Перенесемся в 2014 год: модная индустрия штампует 52 микросезона в год. Новые тренды возникают каждую неделю, потому что назначение «быстрой моды» в том, чтобы потребители покупали как можно больше одежды как можно быстрее.
Как пишет Элизабет Клайн в своей книге «Шокирующе высокая цена дешевой моды», типичные товары «быстрой моды» ниже по цене, чем у конкурентов, и создаются по бизнес-модели «низкое качество/большие объемы».
Клайн указывает на испанского ритейлера Zara, внедрившего новаторскую даже для «быстрой моды» концепцию новых поставок дважды в неделю. На момент написания книги, пишет она, H&M и Forever21 ежедневно предлагает новые стили, тогда как Topshop представляет 400 стилей в неделю на своем сайте.
Дизайнеры создают новые «луки» еженедельно, и календарь модных компаний сознательно составлен так, чтобы потребитель чувствовал себя не в тренде уже с первого дня в новой одежде.
2. «Скидки» на самом деле не скидки.
Экономным модницам нравится идея посещать аутлеты вроде TJ Maxx или Marshall’s и уходить оттуда с дизайнерскими вещами по приятной цене. К сожалению, «избыток» или «нераспроданные вещи», которые, как мы думаем, мы покупаем в таких случаях, часто не видели прежде дизайнерского лейбла.
«Несмотря на распространенное убеждение, одежда из аутлетов никогда не появляется в обычных магазинах и, скорее всего, шьется на совсем других фабриках», — пишет Джей Холлстайн в книге «Миф о Мaxx-моднице».
Реальность такова, что аутлеты сотрудничают с дизайнерами и могут пришивать дизайнерские лейблы на одежду низкого качества, произведенную на собственных фабриках.
Статья, размещенная в блоге jezebel.com, это подтверждает: «Швах: крупные бренды, такие как J. Crew, Gap and Saks’ Off 5th не продают уцененные вещи, не распроданные в сезон в своих магазинах. Вы просто покупаете похожие кардиганы и узорчатые брюки худшего качества».
3. В вашей одежде присутствуют свинец и опасные химические вещества.
По данным Центра гигиены окружающей среды, Charlotte Russe, Wet Seal, Forever21 и другие популярные сети «быстрой моды» все еще продают кошельки, ремни и обувь с повышенным содержанием свинца — спустя несколько лет после подписания соглашения, ограничивающего использование тяжелых металлов при производстве.
Статья, опубликованная в «New York Times», утверждает, что Центр гигиены окружающей среды особенно пристально следит за содержанием свинца в товарах для молодых женщин, потому что свинец, накапливаясь в костях, может высвобождаться во время беременности, и потенциально вреден для матери и плода.
Воздействием свинца также объясняется возрастающий уровень женского бесплодия и повышенный риск инфарктов, инсультов и гипертонии. Многие ученые согласны с тем, что не существует «безопасного» уровня содержания свинца в организме человека.
Загрязнение свинцом — лишь одна из проблем в производстве одежды, которую мы носим. Также используются пестициды, инсектициды, формальдегид, антипирены и другие канцерогены.
4. Одежда создается так, чтобы разваливаться.
Гиганты «быстрой моды», такие как H&M, Zara и Forever21, беспокоятся меньше всего. Их бизнес-модель всецело зависит от желания потребителя носить новую одежду, а значит, товары редко переживают первую стирку.
«Магазины вроде H&M продают миллионы единиц одежды в год», — пишет Элизабет Клайн. «Они устанавливают небольшую маржу, а выгоду получают от огромных оборотов, продавая океаны одежды».
Почему нас это беспокоит? Потому что средний американец выбрасывает более 25 кг текстиля в год. Это не та одежда, которая отправляется в благотворительные организации или в магазины секонд-хенда, это только то, что попадает прямо в землю. Из-за того, что современные ткани в основном синтетические, созданные на основе нефтепродуктов, их разложение занимает десятилетия.
«Некоторые товары — это просто мусор», — говорит Саймон Коллинз, декан моды в Новой школе дизайна Парсонса. «Вы пытаетесь сложить одежду, думая, что наденете ее в субботу на вечеринку, а она буквально разваливается у вас в руках».
5. Бисероплетение и блестки — показатель детского труда.
От 20 до 60% модной продукции шьется на дому неофициально нанятыми рабочими — такие данные приводит Люси Сигл в книге «Умереть ради: мода изнашивает мир?»
Существуют машины для пришивания бисера и блесток, имитирующие ручную работу. Они очень дорогие, и их обязаны устанавливать фабрики, производящие одежду. Согласно Сигл, маловероятно, чтобы фабрики за океаном инвестировали в оборудование, особенно если они создают дешевую одежду для марок «быстрой моды».
Проведя собственное расследование, Сигл установила, что в бедных регионах мира прячутся миллионы отчаявшихся людей, работающих на дому: «Сгорбившись, они шьют и вышивают предметы одежды, которые затем разлетятся по всему миру… а они при этом сидят в трущобах, где целая семья ютится в одной комнате».
Часто такие рабочие привлекают своих детей, чтобы сшить и украсить за световой день как можно больше предметов одежды, которые оседают затем в наших гардеробах. Сигл продолжает: «Они живут впроголодь, зависимые от посредников, которые платят им самую низкую зарплату в отрасли».
Так как же стать сознательным покупателем? Образовывайте себя, покупайте товары местного производства, покупайте меньше, покупайте бывшее в употреблении, покупайте у независимых дизайнеров. Присоединяйтесь к растущим сетевым сообществам тех, кто хочет изменить существующую моду.
Шэннон Уайтхэд,
www.huffingtonpost.com
Перевела Амина Бакыр, специально для musulmanka.ru