Добро пожаловать в наш потрясающий журнал

Почему мы «в цветочек»?

В Дагестане, где я живу в данный момент, в этом сезоне просто какое-то помешательство на цветочных расцветках. Кругом все в цветочек, но я почему-то думала, что это сугубо наша, региональная тенденция. Правда, пробежавшись по всяким сайтам с весенне-летними коллекциями, обнаружила и там филиал садовой клумбы.

почему мы в цветочек 1

Но все-таки я не могла представить, что это некая повальная тенденция до тех пор, пока не побывала в двух столицах нашей Родины: Москве и Санкт-Петербурге.

В этих поездках мне стало очевидно, что не только мусульманки, но и самые обычные современные горожанки в своем большинстве отдают предпочтение в одежде романтическому стилю, выраженному юбками «макси» и цветочными расцветками.

О том, почему наша современница предпочла этим летом стиль «романтик» я поговорила со специалистом, который, безусловно, знает все ответы на вопросы, связанные с модными тенденциями.

Мою собеседницу зовут Мария Сморчкова, на протяжении десяти лет она возглавляла Ассоциацию предприятий индустрии моды и агентство бизнес-коммуникаций АПРИМ. В моде моя собеседница больше 20 лет, и сейчас является директором по стратегии IRADA, бренда конфессиональной одежды.

Присели мы в кафе поговорить о модных новинках, но, беседа получилась не такая легкая и поверхностная, как мне представлялось. И, увы, невзирая на цветочную тему, далеко не радостная… Почему, сейчас поймете.

— Мария, когда я приняла Ислам четырнадцать лет назад, длинных юбок в городе не то что на людях, на прилавках было днем с огнем не сыскать. Потом они появились в исламских магазинах и на мусульманках. Затем наступило лето, когда вдруг все без исключения открыли для себя длинные сарафаны, тогда думалось что это — временная мода. Поэтому я была безмерно удивлена тому, что вспыхнувшая несколько лет назад мода на «maxi» так прочно прижилась у горожанок. Меня это, несомненно, радует, так же как и цветочные расцветки, и женственность, которые выходят на первый план сейчас. Однако вопрос, разумеется, возникает: почему так массово, почему так резко и уверенно все это происходит? Мне мнится, что есть какая-то веская причина. Не правда ли?

— Правда. Это, потому что война…

— Потому что война?

— Именно так. Я отвечу на вопрос, почему это происходит, более широко, как это объясняется с точки зрения моды.

Мода это явление общественное, когда некий тренд становится массовым. Научный термин «мода» означает «наиболее часто встречающееся значение», то есть, доминирующий тренд.

Если проанализировать историю, в особенности двадцатого столетия, то мы увидим, что романтические настроения в моде возникали в противовес пику кризисного состояния общества — состоянию войны, когда в обществе накапливается высшее напряжение негативных эмоций. И женщины противопоставляют свою женственность тому, что происходит вокруг.

— Ну да, правильно, я только что читала сегодня советы психолога, что делать, если вы попали в тяжелую стрессовую ситуацию. Он говорил, найдите что-то хорошее и утешайтесь этим, помогайте себе пережить. Так ведь и есть, когда все плохо, мы интуитивно тянемся хотя бы посмотреть на прекрасное. Вид нежного цветочка, прорвавшегося через грубый асфальт, способен снять с нас подавленное состояние.

почему мы в цветочек 2

— Да, все эти нынешние цветочки вокруг, все романтичное и нежное — это своего рода защитная реакция женщин и терапия.

Причем, не только для самой женщины, но и для всех, кто ее окружает — для близких, родных, коллег. Женщины чувствуют напряжение в обществе необъяснимым образом, на подсознательном уровне. И у женщины появляется интуитивное, неосознанное желание изменить положение вещей. Вопреки. И она начинает обращаться к таким вот «романтическим историям».

В женской природе созидание заложено генетически. И именно у женщин очень сильна генетическая память. Для женщины война всегда — смерть, страх, угроза. Угроза потери, разрушения. Страх невоспроизводства. В самом прямом смысле слова. Война уносит мужчин, и женщины не могут рожать детей.

— То есть, вы хотите сказать, что женщины так одеваются для того, чтобы привлечь или удержать мужчину?

— Да, для того чтобы выйти замуж и родить детей. И, если хотите, для того, чтобы показать мужчине, который рядом, свою незащищенность, хрупкость. Женщина, таким образом, обозначает, для чего она создана. Она входит в свое естественное состояние самосохранения, определенное тем, что происходит вокруг нее. В военное время наступает напряженная конкуренция женщин. И вот этот наш сегодняшний романтизм — это элемент этой конкурентной борьбы.

почему мы в цветочек 3

— Но в России-то напрямую еще войны нет?

— Еще? Счастлив тот, кто так думает. В эпоху глобальной коммуникации мы все находимся в состоянии войны. Войны всегда шли. Гибли люди в Афганистане, Югославии, Чечне, Ближнем востоке, Центральной Азии, Ливии, Сирии. Но обывателю всегда казалось, что все это где-то далеко, и его не коснется. Теперь все это, благодаря масс-медиа, происходит в наших домах, на наших кухнях.

Помните, у Цоя «где бы ты ни был, чтоб ты не делал, между землей и небом — Война». На людей с экранов и мониторов негативная информация льется сплошным потоком. Общество милитаризовано чрезвычайно. Войну нам могут устроить в любой точке земного шара, в любой момент, в любом месте.

Посмотрите, как люди в реальной жизни, а не только в соцсетях, теряют друзей, родных, становясь жертвами войны информационной. И на весь этот негатив женщина реагирует естественно — она защищается. Защищает себя, своих близких, детей.

А пресловутая гендерная тема… Разрушение сложившихся ролей мужчин и женщин, публичные споры о правах сексуальных меньшинств, однополые браки, рождение и воспитание детей в новом «бесполом» мире. И женщина как будто бы уже и не нужна…

Либеральная Европа для многих стала жупелом, внушающим страх и отвращение. Женщина выражает всему этому протест. И самым неистовым образом защищается от всего этого, как умеет.

— То есть, получается, женщина через эту подчеркнутую женственность как бы сопротивляется этой своей «ненужности». Обращает внимание на все самое лучшее, что в ней есть.

— Да, именно так, сама того не осознавая. Этакое «непротивление злу насилием». Я думаю, женщина, скорее, возвращается в свое естественное состояние. Она перестает вести себя и выглядеть неестественно, гротескно, диктуя предложенный кем-то когда-то шаблон.

Если раньше ей было важно, как она выглядит перед НИМ, то теперь, может выясниться, что ОН — гей, и ей куда лучше быть самой собой, как ОНА хочет, и как ЕЙ удобно. Женщина возвращается к своей истинной женской природе. И комфортно ей сейчас в романтизме, да, в этом состоянии некоторой идеализации себя и своей роли на фоне хаоса вокруг. «Красота спасет мир» в представлении князя Мышкина — это совершенно точно про то, что происходит сейчас.

Романтизм неоднократно входил в моду. Но когда он оказывался в мировом тренде, советским женщинам было далеко не до моды. Советский Союз после войны боролся с разрухой и бедностью, потом по-комсомольски боролся со стилягами и строил коммунизм, потом «перестраивал», то, что построил. «Ты — агрегат, Дуся, ты, Дуся — агрегат». Это из дебютного альбома «Любэ», карикатурный перефраз «коня на скаку остановит». ДОСТАЛИ!

Наконец-то феминистки (как борцы за права женщин) берут от моды то, чего действительно хотят женщины. И наконец-то русские женщины могут себе позволить быть романтичными, даже чуть больше, чем от них все ожидали.

— Бытует мнение, что макси в моду ввели модельеры, а мы с тобой тут утверждаем, что это женщины сами себе его выбрали…

почему мы в цветочек 4— Длина макси и романтический стиль всегда есть в арсенале моды. Но это не повседневная одежда, это одежда праздничная или вечерняя. Она всегда есть, висит в шкафу, ждет своего часа, регулярно показывается на подиумах. Но то, что «макси» начали носить на улице, говорит именно о том, что причина не в модельерах, а в потребителях.

Для меня сейчас стоит вопрос — надолго ли? Любой продукт имеет свой жизненный цикл: выход на рынок, рост, пик спроса, спад, вывод продукта с рынка. Формула эта известна, и индустрия моды работает тогда, когда идет смена трендов. Надо все время предлагать что-то новое. Но для того, чтобы предлагать новое, надо более активно вытеснять старое. Об этом постоянно думают маркетологи, предлагая уже в один сезон одновременно несколько трендов. Но чтобы тренд укрепился, стал тенденцией, тут без воли самого потребителя, его осознанного желания взять «новинку» в обиход, не обходится. С длиной в пол получается так.

— Да я слышала, что модельеры говорят, что дальше в моде будет именно мусульманская одежда, это как раз из этой «оперы»?

— Ну, раз так говорят, значит так и будет (смеется). Но я бы не говорила о «мусульманской» одежде, как о будущем моды. Да, число мигрантов в Европе из традиционно мусульманских регионов, находящихся под протекторатом европейцев, стремительно растет. Соблюдающие мусульмане, естественно, носят хиджаб. Но растет поколение новых европейских иранцев, ливанцев, турков. И утверждать, что все они будут носить хиджаб невозможно.

Но почему вдруг обозначился «исламский след» в моде, мне понятно. Потому что ролевые модели и образы, предлагаемые современной модой женщинам, не стали этих самых женщин удовлетворять. «Не хочу быть куклой!», «Надоело ходить голой!». Вульгарность и пошлость не в моде, платежеспособная аудитория ее не покупает.

Вот модельеры и апеллирует к естественной женской природе, к скромности, недоступности чужому взору, защищенности от лишних глаз, сохранению энергетического баланса, когда ничего никуда не тратится впустую, не пропадает, все сохраняется. Для мужа.

Все как в Исламе, скажете вы и будете правы. Моральность, строгость, и, если хотите, длинная юбка, возникли, как насущная потребность людей. Это демонстративный уход от безнравственности, в самом широком смысле.

Мусульманские модельеры, услышав запрос общества, первыми стали предлагать то, что сможет носить любой человек, любой конфессии. И, поверьте, это активно принимается. Привет цветочкам!

В Европе (заметьте, именно в Европе) уже давно в ходу множество терминов: modest fashion — «скромная мода», ethic fashion — «этичная мода», eco fashion —»экологичная мода«. Все эти «моды» соотносятся не только со скромным внешним видом. Это альтернатива вычурности, чрезмерности, приставке «сверх» во внешнем и внутреннем.

Это уважительное отношение к потребителю, экологичность технологий, альтернатива потогонной эксплуатации труда. Все эти термины придумали маркетологи, их подхватывают модельеры, но, в конечном счете, покупают и носят люди. И уже вполне осознанно. И есть у меня робкая надежда, что девушка, однажды, примерив на себя платье принцессы, непременно захочет стать королевой, а не дамой полусвета.

— То есть, это только цветочки… А ягодки будут?

— Конечно! Цветочки из моды выйдут, художники придумают новые принты. «Райский сад» останется для нас воспоминанием о нынешнем лете, как о ярком романтичном приключении, возможно, для кого-то первом в жизни. Я даже уверена, что кто-то вспомнит пресловутое: «Я словно свадебная лошадь, морда — в розочках, а круп в мыле». Ведь, к сожалению, модельеры не могут, как бы того сами не хотели, всему нынешнему рафинаду женственности и феминности преподнести в реальном мире мужественность сильного пола в соответствующем качестве и количестве. Но, как говорят французы, «чего хочет женщина, того хочет Бог»… А женщина хочет мира, любви, детей и, конечно,.. красивое платьице. Сегодня модно в цветочек.

— Мне было очень интересно побеседовать с Марией и даже жалко, что не вся наша беседа поместилась в масштаб статьи, потому что она очень интересный и, безусловно, компетентный собеседник. Следующей беседой будет тема «конфессиональной» и «этнической» одежды. Ведь на смену цветочкам придет этника.

— В России я лично делаю ставку на развитие не «мусульманской», но «конфессиональной» моды. Прежде всего, потому, что много россиян приходит к религии. Никакая современная идеология не дает человеку большей устойчивости. Нам может не нравиться слово «религия», как штамп. Но в душе каждый из нас когда-то начинает верить в высшую силу, и, главное, рано или поздно понимает, чтобы добиться благосклонности этой высшей силы, необходимо следовать определенным заповедям в своей личной повседневной жизни.

Миролюбие, терпимость, защищенность — вот что ищут люди, приходящие в Храм. В мечеть, в синагогу или в церковь — это вопрос личного выбора. Глобализация пытается сделать нас космополитами, людьми мира — без границ и наций. Но господь сделал всех нас разными. И очень важно, стремясь жить в мире без границ, не заплывать за буйки. Это значит, сохранять свои, а, значит, уважать и чужие национальные традиции, культурные ценности, не забывать своё прошлое, не быть манкуртом из «Буранного полустанка» Айтматова.

Лейла Наталья Бахадори,
Musulmanka.ru

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.