В Своей речи к людям и джинам Всевышний неоднократно обращается к разуму Своих творений.
И из этого обращения – Священного Корана – нам известно, что процесс работы разума (мышление) является развиваемым навыком, свойством, качеством и действием.
«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, — быть может, вы будете благодарны». Священный Коран 16:78
Не имея знаний о мире и не умея размышлять, ребенок постепенно этому учится и к подростковому возрасту (мукалляф) приобретает способности мышления.
Доказательством является обязанность совершать определенную религиозную практику. Причем обучение этим обязанностям начинается в возрасте семи лет и становится достаточно прочным к десяти годам. И обязательства вступают в силу в возрасте проявления вторичных половых признаков. Крайним сроком начала выполнения обязательств является возраст 14-15 лет.
Человек рождается в единобожии и развивается в тех культурно-исторических традициях, которым следовали его родители и ближайшие родственники.
«Каждый младенец рождается на своей фитре, и его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника! Ведь и животные рождают детенышей целыми и невредимыми. Вы видели, чтобы кто-нибудь из них родился с отрезанным носом?» Сахих аль-Бухари 1359, 1385
«Эта фитра, которую Аллах привил людям».Священный Коран 30:30
Фитрой является единобожие, иначе как душа будет реализовывать свое предназначение (поклонение Всевышнему), не зная основ?
Вырастая, человек вполне способен пользоваться всем разнообразием способов мышления и огромным их потенциалом.
Давайте посмотрим, как на практике проявляется мышление, на примере наших желаний и дуа ко Всевышнему с просьбой даровать нам желаемое.
На всякий случай вспомним, что нельзя просить у Всевышнего: то, что приносит вред вере, жизни, здоровью, потомству и имуществу своему и чужому.
Все остальное является дозволенным.
«Πpeдпиши для насдобро в этоммире и в Πocлeднeй жизни, ибо мы возвращаемся ĸ Teбe (ĸaeмcя перед Toбoй). Он cĸaзaл: «Я поражаюСвоим нaĸaзaниeм, ĸoгo пожелаю, a Moя милостьобъемлет вcяĸyю вещь. Я предпишу ee для тех, ĸoтopыe будут бoгoбoязнeнны, станутвыплачивать зaĸят и уверуют в Haши знамения,» Священный Коран 7:156
Итак, возникло какое-то благое желание. И, конечно, нам хочется, чтобы произошло именно так, как мы себе это представляем. И, желательно, прямо сейчас или очень скоро.
Вполне себе по-человечески естественно.
И вот тут включается наше обширное мышление, в которое помещается не только наше придуманное желание и его воплощение в жизни.
Как минимум, мы учитываем, что Всевышний может нам дать желаемое, а может не дать. И мы знаем причины такого положения:
1.Лишая нас чего-то, Всевышний уберегает от вреда нашего желания, который мы, в силу незнания своего будущего, предусмотреть не можем;
2.Вместо реализации нашего желания Всевышний стирает что-то из наших ошибок;
3.Отказав нам в получении желаемого, Всевышний стирает что-то из нашего предопределения;
4.Компенсация за то, что не получили здесь, принесет нам бонус в Судный день.
Мы знаем, что Всевышний может нам дать ровно то, что мы хотим, а может дать другое. И причины этого мы тоже знаем.
Всевышний дарует то, что лучше оттуда, откуда мы не ждем.
Наше желание может реализоваться мгновенно по милости Всевышнего, а может быть отложено на время, на длительное время или на очень длительное время. И тоже по известным нам причинам.
1.Всевышний любит слушать молитвы Своих рабов. И это огромная милость;
2.Наилучшее время еще не наступило;
3.Нам сначала стоит что-то исправить в своем поклонении или улучшить его.
Мы точно знаем, что Всевышний отвечает на наши молитвы.
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем». Священный Коран 2:186
И если мы окинем взглядом даже малую причин той или иной воли Всевышнего, то увидим, какое разнообразие вариантов в отношении одной нашей просьбы имеет место быть.
И все эти варианты прекрасно уживаются в нашей голове, несмотря на очевидную противоположность.
И любой вариант мы принимаем изначально с благодарностью, как единственно возможный.
Такова реальная вариативность нашего мышления, естественная и закономерная.
Правда, ее может и не быть. Но это связано с отсутствием достаточных знаний о Всевышнем или присутствием ошибочных.
Любое мышление всегда основано на убеждениях и ценностях. И какие они – это наш вопрос к нам самим.
Насколько наши знания соответствуют истине Всевышнего?
Аиша Анастасия Корчагина
магистр психологии
практикующий исламский психолог
член Международной ассоциации исламской психологии (IAIP)
член Международной ассоциации мусульманских психологов (IAMP)