Добро пожаловать в наш потрясающий журнал
 

Женщины, у которых все сложно? Часть 1

 

В этой заметке речь пойдет не о тех женщинах, которые удачно устроили свою семейную жизнь и счастливо попивают чай за домашними ужинами в окружении мужей и множества детей.

В конце концов, у многих женщин личная судьба складывается не настолько гладко. В соцсетях даже есть такой семейный статус — «все сложно». И есть некоторое количество женских типажей, чью ситуацию это емкое определение описывает исчерпывающе.

Все судьбы сложны по-своему — все просто и гладко, как по накатанному шаблону, лишь у людей поверхностных и напрочь лишенных амбиций. Для них не так существенны чувства, их не терзают душевные метания, не раздирают рефлексии и мировоззренческие поиски, они не стремятся сделать головокружительную карьеру или оставить свой след в истории мира. Их задача незатейлива — заработать денег там, где это реально, да вырастить детей, не высовываясь, не лезя на рожон и не хватая звезд с неба.

У кого парадигма жизни хоть сколько-нибудь сложнее, шансы на то, что все будет непросто, возрастают многократно. В том числе — и в личной жизни.

В том числе — и у семейных матрон, обремененных чадами и домочадцами, но они не являются предметом рассмотрения в рамках этой заметки. Потому что они — женщины «устроенные», а нас сегодня интересуют те, кого называют «неустроенными».

И «неустроенных» можно условно разделить на четыре категории: матери-одиночки, вторые жены (в светском варианте — любовницы женатых мужчин), жертвы домашнего насилия и старые девы. Как минимум, первые три категории в России водятся в обилии. Причем первым в обществе принято сочувствовать, вторых — осуждать, третьих — жалеть и одновременно не понимать, а над четвертыми — потешаться.

При этом далеко не все из этих женщин считают себя «неустроенными». Некоторые из них вполне довольны жизнью, и лишь давление общества порождает в их душе сильный дискомфорт и жажду изменить сложившуюся ситуацию. Другой вопрос, насколько эта потребность является внутренней и органичной, а не навязанной.

Если мы присмотримся, то обнаружим некоторые интересные закономерности, косвенно свидетельствующие о том, что женщины с непростой судьбой в каком-то смысле сами ее выбирают. Несчастная женщина, терпевшая побои от мужа-деспота, еле находит силы разорвать эти порочные отношения…чтобы найти себе нового мучителя. А другая женщина рожает нескольких детей от разных мужей и в итоге поднимает детей одна.

Нередко мы видим, как после фиаско полигамного брака вторая жена снова становится второй, только уже у другого мужа (по аналогии, в неисламском сегменте общества есть женщины, для которых любовница — это устоявшееся амплуа). А старая дева в возрасте далеко за 30 отвергает все новые и новые предложения руки и сердца — хотя, казалось бы, должна была уже давно ухватиться хоть за кого-то, лишь бы покончить со своим чрезмерно затянувшимся девичеством.

Кто-то отметит, что вот, мол, дуры — наступают на одни и те же грабли, жизнь их ничему так и не учит. Но все так просто. Здесь, возможно, дело в экзистенциальном типе и жизненных приоритетах, а корни уходят в детство и воспитание.

Попробуем вкратце проанализировать, как каждый из отмеченных типажей «дошел до жизни такой».

Одинокая мать

При нынешнем уровне разводов и нестабильности браков ни одна женщина не застрахована от того, чтобы остаться одной с детьми. Даже если имела место претенциозная регистрация брака, пышная свадьба на тысячу гостей и кажущаяся идиллия поначалу. А потом — и достаточно быстро — что-то как будто ломается, и даже дети не спасают брак.

И, тем не менее, есть определенный типаж матери, которая становится хронически одинокой и тянет на себе детей до их совершеннолетия, вкалывая на работе (или нескольких работах), аки ломовая лошадь. При этом новая семья как-то не нарисовывается на горизонте, или же очередной брак точно так же быстро разваливается, и из-под руин этого замужества женщина выносит еще одного ребенка.

На определенном этапе жизни эта мать-одиночка забывает про себя, ставит крест на собственном женском счастье и посвящает себя детям целиком и полностью. А поднимать детей очень непросто, и она вкалывает, эта женщина, не чураясь трудной и часто неблагодарной работы, терпя несправедливость и унижения от начальства (понимающего, что из такого боящегося лишиться заработка сотрудника можно выжимать все соки), приползая домой в полуживом состоянии, чтобы с раннего утра снова отправиться выгрызать хлеб насущный.

Постепенно одинокая мать забывает о том, что она женщина, и начинает ощущать себя этаким андрогином, который может и гвоздь забить, и обои поклеить, и обед сварганить из ничего, и чуть ли не лес рубить и фуры разгружать. Маленькие женские слабости, педикюр-маникюр, флирт, наряды, диеты, массажи, отдых — все это забывается. Детей ведь нужно кормить, одевать, обувать, учить, оплачивать им кружки и дополнительные занятия, готовить в вуз — тут уже вообще не до себя.

Казалось бы, это положение можно поправить с помощью нового замужества. Но мать-одиночка не торопится вновь связать себя узами брака, и, более того, часто шарахается от этой перспективы, как от огня. И дело тут не только в неудачном предыдущем опыте, но и в том, что, прямо скажем, большинству мужчин не нужны чужие дети (впрочем, в наше время многим из них не нужны даже свои).

Случаи, когда отчимы недолюбливают, а то и поколачивают детей от предыдущих браков жены, нередки. И даже сложно их осуждать — видимо, сказывается глубинный мужской инстинкт — обладать женщиной так, чтобы через нее передать свои гены будущим поколениям, не допуская к жене других самцов. Поэтому чужие дети автоматически раздражают — как напоминание о ее прошлом партнере, как носителе чужеродного генетического материала. Поэтому по Шариату дети и должны оставаться с отцами: если в большинстве женщин заложена любовь к детям как таковым, то для мужчин странно умиляться детьми в принципе — подлинные чувства вызывают лишь свои, родные.

Мать, которая хронически одинока, это наблюдает и понимает, а потому, ставя детей на первое место, жертвует отношениями с мужчиной.

Кто рискует попасть в эту категорию?

В первую очередь — женщины честные, трудолюбивые и прямолинейные, с сильным, мужским характером. Они решительны, они лишены интриганства и так называемой «женской хитрости», они выносливы и привыкли всего добиваться лишь светлой головой и добросовестной работой. Они ответственны и ценят кровные семейные связи, у них выражен материнский инстинкт. И к таким женщинам, увы, очень часто словно магнитом притягиваются разного рода ничтожные мужчинки, которые не прочь проехаться на шее у сильной бабы — крепкой, как рабочая лошадь. Но, не выдержав груза ответственности за появившееся потомство, они часто спрыгивают на полпути, умывают руки и растворяются в воздухе.

Вторая женщина

В светском обществе это — любовница женатого, тип, богато отраженный в советском и российском кинематографе. А в исламской умме — вторая жена, чье положение иногда мало отличается от статуса любовницы: о факте брака известно узкому кругу лиц и супруги не живут вместе (что, впрочем, является скорее отклонением от искомой модели исламской полигамной семьи, которая в идеале не должна скрываться как нечто «позорное»). Явление это сколь демонстративно осуждаемо, столь и широко распространено: как-никак, дефицит мужчин и их природная полигамия — объективно существующие факты, которые сложно оспорить.

Но если одни женщины «никогда, ни при каких обстоятельствах» не желают связываться с женатыми или делить мужа с кем-либо, то другие хронически пребывают в статусе вторых жен или любовниц.

Кого-то из них это положение откровенно устраивает, кто-то мучается и страдает, всеми вибрами души желая стать официальной женой и родить ребенка. И, тем не менее, даже во втором случае часто женщина выбирает роль любовницы не случайно, хоть и не осознает это явно.

Часто можно слышать мнение, что такие особы «не уважают себя», что у них низкая самооценка, «комплекс вторичности» и что их, видимо, мало любили родители в детстве. Мол, уважающая себя женщина согласится лишь на статус первой и единственной супруги, ибо она не второй сорт.

Это довольно поверхностный взгляд на вторых женщин, особенно учитывая тот факт, что очень часто это как раз дамы яркие, уверенные в себе, пользующиеся явной популярностью у мужчин. И уж, казалось, для такой не проблема найти себе холостого спутника жизни, да вот как в песне — «парней так много холостых, а я люблю женатого». Почему-то свободные мужчины их интересуют мало, а рядом вечно оказывается кто-то обремененный семьей.

Характерная черта, присущая многим вторым женщинам — внутренний диссонанс между потребностью в любви и боязнью утратить свободу. Они очень тщательно оберегают свое личное пространство и, как правило, имеют в жизни некое дело, которое для них очень важно.

И миф о недостатке родительской любви как раз часто не соответствует действительности: многие из вторых женщин были обласканы любящими родителями так, что изрядно подустали от их заботы и из детских лет вынесли острое стремление к самостоятельности. И, с другой стороны (все идет из детства), такая женщина привыкла получать любовь и нуждается в ней. Она не «карьерно устремленный сухарь», не «синий чулок» — любовь и связанные с ней переживания необходимы ей, и она не мыслит без них своего существования.

Отсюда возникает внутренний конфликт, который разрешается лишь через полигамные отношения, когда мужчина и любовь вроде присутствуют в жизни, но при этом не поглощают женщину целиком, оставляя некий зазор для того, что интересно лично для нее.

Не важно, что это конкретно — творчество, политика, наука, бизнес или благотворительность. Как правило, стремление реализоваться в конкретной из указанных сфер возникает еще в детстве и является одной из важнейших составляющих в жизни. А для этого нужна определенная доля личного пространства, которое традиционный моногамный брак часто съедает подчистую. Что там — даже мужчине приходится жертвовать многим ради семьи, а уж женщина, обремененная заботами о домашнем очаге, часто вынуждена целиком в них раствориться.

Более того, играет роль и подсознательный страх, что разница в бытовых привычках убьет чувства, и ужас перед тем, что нужно будет выбирать между любимым делом и семьей, и притупленный материнский инстинкт, и повышенное внимание к эстетике — вторая женщина зачастую не горит желанием каждый день мелькать в халате и бигудях перед мужем в трениках перед телевизором.

Ее идеал личной жизни выглядит так: сегодня, завернувшись в теплый халатик и попивая кофеек, писать стихи, забив на домашнюю рутину и наслаждаясь приятным одиночеством, а завтра встречать встретить любимого мужа на десятисантиметровых шпильках и обтягивающем платье, приготовив какие-то замысловатые изыски.

Увы, но мурлыкающий кот часто вызывает у многих из таких женщин больший приступ восторга, чем кричащий младенец. И мужчина для них нередко важнее, чем ребенок.

Но если для женщины богемного плана такой вариант может оказаться привлекательным и оптимальным, то женщина, ориентированная на традиционную модель семьи, будет бескончено страдать в таких отношениях, даже если это гласный никях, а не тайные встречи без какого-либо регламента и обязательств.

И все же — отметим, что в идеальной исламской модели полигамной семьи такой проблемы не возникнет, ибо ее смысл как раз в том, чтобы дать каждой из жен почувствовать себя женщиной, реализовавшейся в семье. Однако этот идеал часто остается лишь теорией именно в силу предвзятого отношения к многоженству в обществе, в том числе и среди самих мусульман. Именно поэтому реальное положение многих вторых жен отличается от обрисованного Шариатом идеала, а вот устраивает оно женщину или нет — это иной вопрос, и выше уже был описан специфический тип женщин, для которых такая ситуация может быть приемлемой.

Анастасия Фатима Ежова,
Продолжение следует…

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.