В группе глухих студентов, обучающихся в медресе «Аль-Фатиха» (Москва, Мемориальная Мечеть на Поклонной Горе), также наступили каникулы!
Чем отмечен этот учебный год для глухих студентов?
1. Самое важное наше достижение — это расширение педагогического состава.
В наш коллектив невероятно органично и душевно вошли четыре новых слышащих педагога, которые никогда ранее не имели ни опыта преподавания в такой группе, ни опыта общения с такими людьми. Это бесценное профессиональное достижение, которое получили:
Аббясов Марат
Минулли Рафис
Фарзиев Ильнур
Хасанов Али
Я просто уверена, что этот опыт расширит мировоззренческие границы каждого участника процесса: и учителя и ученика.
2. У глухих студентов также появился глухой учитель — Дуйсакаев Казбек.
Это то, о чем мечтают большая часть неслышащих учащихся — глухому ученику глухой учитель.
Задача не из легких, но приносящая много пользы для всех: ученик и учитель лучше понимают друг друга и улавливают то тонкое, что слышащий учитель или сурдопереводчик может не заметить.
Второкурсник Казбек Дуйсакаев преподавал «Арабский язык» первокурсникам и делал это великолепно!
3. Наконец, о чем я не могу не написать… И постоянно сомневаюсь, в каком тоне сообщить об этом событии нашей умме… Поэтому попробую изложить некоторые факты.
Впервые глухие студенты приняли участие в местной и городской Олимпиаде на знание основ Ислама!
Они принимали участие на общих основаниях.
Кто-то из учеников, несмотря на сложности с произношением, стремился сам без помощи переводчика отвечать на вопросы, кому-то требовалась помощь переводчика.
Но ребята показали знания, которых от них никто не ожидал!
Многие учителя, ранее даже не знавшие о существовании такой группы в медресе, были удивлены.
Хотя удивление было разное…
Один из педагогов недоуменно начал спрашивать: «Кто это такие? Что они тут размахивают руками?»
А другой педагог, машаАллах, изъявил искреннее сильное желание начать изучать жестовый язык и на выпускном вечере пожелал нам: «Не сдавайтесь!»
ИншаАллах, теперь у нас в планах, открыть курсы жестового языка в рамках медресе. Необходимо решить общие договоренности.
Позже наши студенты приняли участие в Московской городской Олимпиаде. И вновь я была удивлена такому разному отношению к глухому человеку. Все участники Олимпиады горячо и трепетно отнеслись к глухой сестре, старающейся отвечать на вопросы. Однако были и те, кто не хотел видеть среди участников конкурса «не таких». В первую очередь вопрос возник относительно того, как оценивать их знания? На каких условиях? Как понять, что они говорят? Как проверить знание Таджвида?
Что меня расстраивает больше всего, так это то, что у противников таких участников не возникал вопрос помощи: «Как глухие студенты будут принимать участие?», а сразу следовал вердикт: «Нет, они не будут принимать участие на общих основаниях! Непонятно, как их оценивать».
Спросили бы… Я бы подсказала…
Глухой не значит тупой.
Мои неслышащие студенты весьма знающие люди, имеющие образование, а иногда и по два высших; владеющие иностранными языками и имеющие чувство собственного достоинства.
Сделайте шаг им навстречу, они вам откроются и расскажут-помогут, приоткроют тайну общения с ними. Это ведь очень просто! Тем более в наш век технологий, когда бывает достаточно иметь в руках всего лишь телефон и писать слова, складывая буковки из клавиш, которые глухой человек учился писать и читать в школе, как любой из нас!
Что касается Таджвида, то в книге, изданной «Исламской Книгой» (издательство при СМР), «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе» четко сказано, что глухим людям канонически разрешено не произносить четко харфы (арабские буквы), но понять последовательность произносимых аятов — вполне реально!
Также в книге приводится весьма известная фетва одного великого учёного, шейха Ибн База (который был слепым! И об этом многие с удивлением узнавали) о том, что глухой человек такой же мукалляф и с него будут такие же требования в Судный День как и со слышащего человека.
На Олимпиаде были внесены предложения организовывать отдельные конкурсы для глухих студентов. Учителя, которые стали ближе к миру глухих, получившие опыт преподавания в такой группе, были возмущены предвзятому отношению к неслышащему человеку.
Позже я лично каждого студента спросила: «Хотите, чтобы для глухих студентов устраивались отдельные конкурсы?»
ВСЕ они ответили: «Нет, не хотим! Мы не хотим отделяться! Мы хотим соревноваться наравне со всеми!»
Второй учебный год завершен. Он был непростым, с одной стороны, и плодотворным, с другой. Это лишь некоторые новости нашего опыта. Присоединяйтесь к нам и в качестве ученика, и в качестве учителя, где бы вы ни находились. Мы вам поможем советами, опытом, видением. Необязательно открывать именно учебные курсы, можно, например, устраивать тематические встречи с чаем и пирогами.
Если вам это интересно, пишите на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
или пишите (звоните) на телефон 8(926)280-86-19, Юлия.
Юлия Замалетдинова,
Канд. псих. наук.
Педагог глухих студентов в медресе «Аль-Фатиха» (Москва, Поклонная Гора).