Добро пожаловать в наш потрясающий журнал

Бойтесь своих благих дел

 

«Грех с униженностью и потребностью в Аллахе лучше,
Чем поклонение вместе со славой и гордыней»

Ибн Атаиллях аль-Искандари

 

В одном из хадисов говорится, что у Иблиса есть трон, стоящий на воде, у которого он собирает своих подданных из числа шайтанов и джиннов, а затем дает им указания, чтобы они разошлись по свету и сбивали с пути сынов Адама.

Этот хадис передан в Сахих Муслим, № 5031: «Трон Иблиса находится над морем, оттуда он отправляет свои войска (шайтанов), чтобы те сеяли смуту среди людей и лучший из них считается тот, кто больше наведет смуты».

На каждого человека имеется свой шайтан. И если сегодня не достиг успеха один из них, то ему на смену Иблис посылает более сильного. Так что уровень тяжести испытаний растет…

К толкованию аята 16, суры «аль-Хашр» («Сбор»):

«Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!» Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров!» в тафсире аль-Багави («Маалим ат-Танзиль», переводящееся как «Вехи ниспослания») упоминается история одного праведника по имени Бирсис (в некоторых версиях — Барсис).

Согласно преданию, это был праведник из племени Исраила. Сорок лет он поклонялся Всевышнему, ни один шайтан не мог сбить его.

Однажды Иблис собрал у трона своих подданных, чтобы выбрать из них того, кто собьет этого верующего с пути Истины.

Вызвался шайтан, которого называют «белым». Это шайтан, становящийся на пути пророков и посланников. И он отправился к Бирсису, приняв облик монаха. «Монах» стал молиться рядом с ним в течение десяти дней.

Когда десять дней прошли, поклоняющийся спросил его: «Чего ты хочешь, с чем ты пришел?» «Монах» ответил: «Я пришел, чтобы подражать тебе, взять с тебя пример, чтобы поклоняться Аллаху так, как поклоняешься ты Ему».

Тот решил проверить его и увеличил срок своей молитвы и поста до сорока дней. Шайтан молился с ним и постился сорок дней подряд, и не отдыхал кроме как один день за сорок дней. И так прошел целый год. По истечении года шайтан сказал ему: «Я думал, что ты поклоняешься Аллаху лучше, чем это. Я оставлю тебя и уйду искать другого, но прежде чем уйти я научу тебя словам исцеления. Выучи их, и Аллах принесет тебе пользу через них». И шайтан научил его им, сказав при этом: «Это слова, которые ты можешь произнести над больным человеком, и как только ты их произнесешь, Аллах его сразу излечит. И если ты прочитаешь их над человеком, который испытан с рождения какой-то болезнью, Аллах излечит его даже от этого».

Затем шайтан вернулся к Иблису и заверил его, что одержал победу над Бирсисом…

Через некоторое время этот шайтан пошел к одному человеку из этого селения и вселился в него. Человека стали мучить удушья и приступы. Люди начали искать врача. Тогда этот шайтан пришел в облике врача и сказал, что его может вылечить только Бирсис, знающий слова исцеления. Бирсис вылечил того человека, и с тех пор о нем пошла молва, как о целителе. К нему стекалось множество людей, страдающих одержимостью. Но однажды к нему привели служанку правителя. Он отказался читать заклинание над женщиной и прогнал этих людей. Но шайтан подсказал им отвести ее в пещеру. Так они и поступили.

И когда вновь у нее начались припадки, шайтан подступил к Бирсису, уговаривая его прочитать над ней исцеляющие слова: «Эта служанка, она больная, она бедная, почитай ей эти слова, чтобы она вернулась к своей семье. Зачем она будет сидеть в этой пещере, может, к ней придут туда плохие люди и надругаются над ней. Спустись в эту пещеру, а затем почитаешь ей эти слова и сразу уйдешь».

Тот праведник сдался напору шайтана и отправился в пещеру. Однако когда он вошел в нее, шайтан сделал так, чтобы девушка в припадке оголилась. Увидев это, праведник сразу отвернулся и собирался уйти. Шайтан снова подступил к нему, нашептывая: «Ты видел это, ты видел это. Вернись и прочитай эти слова». Упорство шайтана довело верующего до того, что тот, в конце концов, совершил прелюбодеяние с этой женщиной. После сорока лет упорного богослужения он совершил один из самых мерзких поступков.

Однако шайтан не остановился даже на этом. Он стал нашептывать ему второй, третий и последующие разы, так что Бирсис совершал с ней прелюбодеяние множество раз. И служанка, в конце концов, забеременела.

Пришел к нему шайтан и сказал: «Если узнают люди об этом, то люди будут плохо думать и о тебе, и о таких же поклоняющихся, как ты. Лучше убей ее, пока правда не стала известна им. А потом ты можешь покаяться Аллаху, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный. А если придет ее семья, родственники, то скажи им, что шайтан опять вселился в нее, у нее начались припадки, и она ушла неизвестно куда».

Бирсис послушался совета, и убил и женщину, и ее ребенка, а затем закопал их тела. Когда к нему явились родственники, он совершил третий грех — обманул их. Сначала прелюбодеяние, затем убийство, а потом — обман.

Во сне к троим братьям этой женщины пришел шайтан и сказал: «Поистине, ваша сестра никуда не ушла, ее убил этот поклоняющийся. Сначала он совершил с ней прелюбодеяние, а затем убил и закопал у такой-то горы». Наутро братья отправились к тому монаху, но он пристыдил их так, что они раскаялись в том, что заподозрили его.

Шайтан не отступил на этом — он снова явился им во сне и сказал: «Он соврал вам второй раз. Идите в такое-то место, и вы увидите некоторые ее вещи, которые он не успел закопать». Братья пошли к этому месту, начали копать и обнаружили свою убитую сестру и ее ребенка.

Они сообщили о случившемся правителю, после чего правитель приказал распять его. Люди пришли в его хижину, разрушили ее, надели на его шею веревку и стали таскать по селу, чтобы опозорить его и обесчестить. Его привели к правителю, чтобы распять перед всеми людьми.

Шайтан пришел к нему и спросил: «Ты узнал меня?»

Ответил монах: «Я тебя не знал и не знаю»

«Я тот, который поклонялся с тобой Аллаху целый год, тот, который учил тебя словам».

«Что ты теперь хочешь?» — спросил монах.

«Поистине, если тебя сейчас убьют, то ты все равно уже опозорился, и все люди будут говорить о подобных тебе монахах».

«Как мне выйти из этого положения?» — спросил монах.

«Сделай мне один-единственный суджуд, и я тебя выведу из того положения, в котором ты находишься сейчас», — пообещал шайтан.

И этот монах повиновался шайтану — желая избежать позора и смерти, он совершил ему суджуд. Когда он склонился перед ним, шайтан сказал: «Поистине, я непричастен к тебе, поистине, я боюсь Аллаха, Владыки миров», — и отстранился от него. И правитель убил монаха в тот момент, когда тот стал неверным…

Бойтесь своих благих дел 2

Мог ли это монах догадываться о подобной кончине? Провести сорок лет в беспрерывном служении и закончить свой путь в поклоне перед шайтаном? Нельзя верить не только собственным словам, но даже собственным делам и образу жизни, потому что нафс может обмануться их внешней красотой и погубить человека.

Психоаналитик Дж. Холлис пишет: «Несмотря на всю уверенность нашего Эго в каждом отдельном моменте, мы всегда знаем недостаточно, чтобы знать, что мы недостаточно знаем. Ключ к достижению подобного смирения в том, что греки называли „анагнорисис“, или „признание“. Из подобного уничижения Эго, как уверяли великие трагики, только смирение перед Богом и благочестивая осторожность прежде любого выбора оказываются действительно надежной опорой, чтобы жить сознательной жизнью».

Благие дела могут ослепить человека, уверить его сердце в безопасности его положения, что ведет к губительной ошибке самоуверенности, защищенности от страха и волнений о вечном. Иногда это явление называется ошибкой морального доверия. Эту ошибку обычно совершают те, кто не раз доказывал себе и другим благородство своих намерений, подтверждал их нравственностью своих поступков.

Чем больше морального доверия, тем менее критичен человек к себе и, следовательно, тем выше риск его нравственного падения. Но лечение таково: чем больше добрых дел совершает человек, тем более смиренным он должен быть.

Всевышний Аллах сказал: «Клянусь величием Своим, Я не объединю два страха и две безопасности для раба Своего. Кто боится наказания Моего в мирской жизни, тому Я гарантирую безопасность в вечности. Кто же уверен в своей полной безопасности и независимости от Меня в мирской жизни, тот вкусит страх в миру вечном» (хадис Кудси).

Рассказывают также, что Хасана аль-Басри однажды спросили: «О Абу Саид! Что делать с собранием, люди на котором так рассказывают о надежде (на милость Аллаха), что наши сердца готовы взлететь (от радости)?» Он ответил: «Воистину, клянусь Аллахом, если ты посетишь одно собрание, на котором тебя испугают, но потом ты окажешься в безопасности, то это будет лучше для тебя, чем если ты будешь посещать собрания, на которых тебя успокоят, а потом ты увидишь все те ужасы» (М. аль Газали «Исследование сокровенных тайн сердца»)

Ислам переводится как «покорность». И наши благие дела, совершаемые с гордостью и затаенным самодовольством, могут быть не полезней наших грехов, так как суть поклонения — не в количестве добрых дел, а в смиренном перед Создателем сердце, в покорности Ему и осознании своей ограниченности и зависимости от Него.

Потому никогда не стоит доверять своим благим делам, тешить себя их количеством. Ведь как показывают истории падших праведников и как донесено в достоверных преданиях: обманчивости добрых дел нужно бояться не меньше, чем наказания за свои греховные дела.

Ася Гагиева,
Musulmanka.ru

Share Post
Written by
No comments

Sorry, the comment form is closed at this time.