Это важно вообще для жизни, и для взаимоотношений с нашими подростками, в частности.
У нас же есть к ним претензии – они то не делают, это не хотят и так далее.
У них, кстати, к нам тоже много претензий.
И почти все они в первую очередь, обусловлены нашим поведением и отношением к ним.
И у нас есть претензии к нашим родителям.
Или были раньше.
И это тоже не на пустом месте.
И прежде всего, попрошу вас сделать одно маленькое упражнение прямо сейчас.
Оно займет несколько секунд.
И очень важно, чтобы вы сделали его до того, как будете читать дальше.
Договорились?
Я задам один вопрос, и ваша задача состоит в том, чтобы выбрать один ответ из двух предложенных.
Тот, который первым отзовется внутри.
И запомнить его.
К нему мы вернемся через несколько минут.
Это важно.
Если прочитать всю статью, а потом сделать упражнение, ответ будет субъективный и пользы от него – ноль.
Про пользу, мы тоже поговорим.
Итак, внимание! Вопрос!
Когда вы слышите, видите или читаете про Судный день, что первым приходит в голову:
Избежать ада или попасть в рай?
Запомните свой ответ. Мы вернемся к нему через некоторое время.
А пока продолжим.
Мы начали говорить о претензиях к подросткам или проблемам во взаимоотношениях с ними, что, в общем-то, одно и то же в контексте того, что они не хотят и не делают.
Почему-то хромает эта самая мотивация, которая не что иное, как желание чего-то + намерение это сделать + стремление к достижению результата.
Основные претензии родителей к детям можно объединить в две группы:
Первая — Не хочет. Не делает (то есть отсутствие мотивации)
Вторая — Не слушает. Конфликтует. Делает по-своему (то есть мотивация, не соответствует ожиданиям родителей)
Или еще проще – в одну – Делает то, что хочет. Игнорирует мнение родителей.
(В контексте мотивации – это имеет свою собственную мотивацию в каждом конкретном случае, неодобряемую в этот момент родителями или не соответствующую их ожиданиям).
Корень разногласий тоже один – дети отражают нам нас самих, наши амбиции, страхи, желания и сомнения, наши сильные и слабые стороны.
Посредством детей Всевышний дает нам возможность улучшить свой нрав и воспитать свой нафс.
Общение с детьми с рождения и до их совершеннолетия – это испытание нас на благонравие.
Это милость Всевышнего и Его бесконечная забота о нас.
И результатом этого испытания является то, что мы должны вернуть Ему Его аманат (наших детей) в лучшем нравственном виде, чем получили.
Получили мы детей в чистейшем состоянии.
И до совершеннолетия дети не отвечают за свои ошибки.
А мы требуем от них безоговорочного нам подчинения, не задумываясь о том, что это не способ научить, а способ вызвать противостояние или подавить желание что-либо делать, чего-либо достигать.
Сначала надо научить, а потом претендовать на подчинение.
Второе возможно только в том случае, когда авторитет и значимость того человека, кому подчиняешься, достаточно высок, чтобы не вызывать внутреннего протеста.
В остальных случаях это насилие над собой.
Кстати, женщины непокорны мужьям по этой же причине. Муж – не авторитет.
Ситуацию можно изменить, если осознанно выбрать для себя желание сделать.
Можно изменить свое отношение к любому человеку так, что он станет авторитетным, значимым, уважаемым и даже любимым.
Повторю – любой человек.
Или свой авторитет повысить так, что станешь значимым человеком, к мнению которого прислушиваются.
И, что самое важное, сделать это можно без ущерба для себя и своего психического здоровья и благополучия
.
Тут главное – грамотно подойти к делу, уповать на Всевышнего, просить прощения, помощи и поддержки, искренне верить в милость Всевышнего, усердно над собой работать и понимать, что изменения требуют времени.
Проблема в том, что мало кто хочет напрягаться и меняться.
Гораздо проще и привычнее переложить ответственность на другого человека, сказать, что он первый должен начать меняться или ожидать от него ответных изменений.
А ведь дело в том, что отвечать каждый будет сам за себя. За свои действия и бездействия.
И напомню 11 аят 13 суры «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».
И этим сказано все, что касается изменений, ответственности самого человека и помощи Всевышнего, который решает все проблемы одним только словом Куль (Будь).
Продолжение следует …
Аиша Анастасия Корчагина
магистр психологии
практикующий исламский психолог
член Международной ассоциации исламской психологии (IAIP)
член Международной ассоциации мусульманских психологов (IAMP)